Чертог Истины

В.М.Рослев (В.А.Баканов)

Русская эзотерическая школа

теософии им. Е.П.Блаватской

г. Кемерово

Редактирование текста - Блау Г.В., Суханова Е.А.

Оформление, компьютерная графика -  Г.А.Дашковский

«Наша жизнь  - лишь прихожая дворца,

в коем царствует наше истинное

сокровище – бессмертие».

                                     Е.П.Блаватская «Жемчужины Востока»

 

    «Думайте о смерти», - говорил своим ученикам великий Абу-али Ибн Сина-Авицена.

    «Смертию смерть поправ», - говорят в день воскрешения христиане.

Рассмотрим доктрину смерти с точки зрения Теософии, исследуем принцип «смерти» как часть принципа «Жизни» и, подходя к завершению исследования этого вопроса, утвердимся во мнении, что смерти, как таковой, не существует. Говоря о смерти – утвердим Жизнь, увидим, что есть различные состояния нашего естества, есть изменяемость состояния сознания, есть перемещение центра сознания – «смерти» нет.

    В предыдущих статьях, в частности «Природа Ума», мы изучали строение человека с точки зрения Эзотерической Доктрины и отмечали, что в человеке есть конечная, смертная природа – его физическое естество, которое начинает умирать с первого мгновения появления на земле. Есть в человеке божественная природа, его бессмертная Монада, Атма-Будхи, существующая с «Зари Манвантары», сопровождающая человека на протяжении 4.320.000.000 лет, сначала как общечеловеческая Монада или принцип коллективного сознания (бессознательная), затем индивидуализированная в сознаниях продвинутых и в конечной стадии проявленная для человека, как осознанная, Божественная природа Мира.

   Между двумя природами, духовной и физической, развивается в человеке его срединная природа – Мыслитель, имеющая в различных доктринах различные определения; одни называют ее душой, другие – Христом в нас, третьи – сердцем, совестью и т.п.

    Природа этого образования в нас двойственна, ибо одно из свойств Мыслителя – отразить принцип жизни физической, это функция низшего Манаса, второе свойство отразить природу нашего духовного естества, это функция Высшего Манаса.

  В череде воплощений оформляется и распадается именно это образование в человеке. Напомним еще раз, что Атма-Будхи – вечно.

  Закон перевоплощения, как один из трех Космических Законов (Закон Кармы, Перевоплощения и Свободной Воли), касается именно Мыслителя, того, что есть истинно человеческое.

  Так, в череде воплощений Мыслитель (Манас, Душа, Христос), должен достичь состояния неуничтожаемости в развоплощенном состоянии.

  Строение мира Кама-Локи, таково, что, создавая из элементов сознания Дхату, которых 75 (см. Ю.Н.Рерих. «К изучению Кала-Чакры», "Природа Ума"), в каждом очередном воплощении Мыслитель после окончания земного пути распадается, переходя в состояние элементов природы. Этих элементов экзотерически - 5, эзотерически – 7.

   Эволюционное развитие оформило в человеке 5 органов чувств, для различения и пользования Души -  пять ее состояний. В системе Кала-Чакры - это стихии, в Тайной Доктрине – слои Акаши  (черный, синий, красный, желтый, белый), что есть зачатки элементов природы материальной и элементов сознания человека. Если на современном этапе эволюции Мыслитель смертен, что же остается бессмертным? Какая часть нашего индивидуального Мыслителя переживает смерть? Как сохранить накопления жизни и вспомнить о них в следующем воплощении?

   Изучая Доктрину Махатм, доктрину эволюции Сознания, мы находим в работе Е.П. Блаватской мысль об Абстрактном Сознании, Абсолютном Разуме, о слепке, аромате Высшего Манаса, о том, что всегда имеет свое отражение на «поле Буддхи» – это Чит, наша потенциальная память, обрести которую мы стремимся и можем в череде событий жизни, та потенциальная память, которая вмещает мгновения Тайджаси, духовного озарения предыдущих жизней.

  «…Дхиан-Коганы, Читкала (Гуань-Инь буддистов) некоторые из них снабдили человека его четвертым и пятым Принципами из сущности своей… Корень имени есть Чит, что означает то, посредством чего отбираются последствия действий и различные виды знаний для пользования души, или же совесть, внутренний голос человека… Чит рассматривается как синоним Махата, изначального и божественного Разума, но в Эзотерической Философии Махат есть корень Чита его  зародыш; и Чит есть свойство Манаса в сочетании с Буддхи».                                                                  («Тайная Доктрина» I т. с. 357).

 

    Войти в понимание принципа «Чит», определить его категории и постичь значение, а в дальнейшем использовать его накопления, слить свое сознание с его категориями, в конце концов, переместить центр сознания в Чит поможет состояние духовного устремления, предел которого духовное озарение - Тайджаси.                                            В теософском словаре Елена Петровна приводит статью о Читта Риддхи Пада (санскр.), где говорит о способе постижения этого принципа: «Читта Риддхи Пада. «Ступень памяти». Третье состояние мистического ряда, ведущего к достижению адепства; т.е. отречение от физической памяти и от всех мыслей, связанных со светскими или личными событиями в жизни – благами, личными радостями или ассоциациями. Физической памятью пожертвовать, и призывать ее силою воли лишь тогда, когда она абсолютно необходима. Риддхи Пада, буквально, четыре «ступеньки к Риддхи», четыре способа управления и, наконец, уничтожения желания, памяти и, в конечном счете, самой медитации – постольку, поскольку они связаны с каким-либо усилием физического мозга – и тогда медитация становится чисто духовной». (Е.П. Блаватская. «Теософский словарь». С. 505, 506)

    Исследуя принцип Креста, Елена Петровна указывает на последовательность идей: рождения, жизни, смерти и бессмертия. Причем рождение и смерть, две категории, взаимно связаны одной линией креста, жизнь и бессмертие – другой ( рис. 1).

                                  Рис. 1 

     Рождение или Джати – одна из двенадцати Нидан, Причин Бытия, приводящая нас в объективный Мир. Однако ей предшествует Джарамарана – Нидана, означающая «смерть вследствие старости». Третьей из основных Причин Бытия является Бхава – «Кармический посредник», определяющий потенциальное нравственное состояние рожденного. Этот принцип можно отнести к точке креста, означающего Жизнь.

  Это три основных Ниданы, причем в соответствии с основами Буддийской Философии, первой является Джарамарана. Именно смерть поставлена первой в ряду Нидан.

    Согласно легенде, мудрец Васишта пророчествовал, что когда Готама повстречает старого, больного, умершего и монаха, он обретет прозрение и станет Буддою. Эти аллегории олицетворяют собой известные нам точки креста: 

        Рождение – старость,

        Жизнь – болезнь, 

        Смерть – умерший,

        Бессмертие – монах.

  Достижение понятия бессмертия при жизни, обретение сознания духовного озарения, достижение Нирваны, Духовного спокойствия – главная доктрина человеческого бытия.

    В ряду эволюционных царств природы человек отнесен к разряду бессмертных, так как то, что отличает человека от выше- и нижестоящих царств, это способность мыслительной деятельности, т.е. работа на Плане Разума и Творчества. Деятельность на этом Плане Бытия обеспечивает бессмертие. Центр Сознания человека должен находиться вне инструмента мышления – его физического естества, но в продукте мышления – мыслетворчестве, в том, что есть Сознание человека.

   Проживая жизнь, имея Сознание, пребывающее в самом Сознании, человек по жизни идет «Верхним Путем», идет в ритме причинности бытия, встречая события жизни, узнает их, так как сам формировал мыслительный план своей жизни, а по сути, в каждый предшествующий период выявлял изначальный творческий потенциал ситуации, который неизбежно в последующих мгновениях явлен в своем продолжении.

   Строя жизнь в такой системе оценок и действий, человек оказывается, рано или поздно, в мире следствий, причины которых он сам и закладывал.

Его Манас – Мыслитель развивает «потенциальную память» до состояния духовного озарения – Тайджаси, и череда этих состояний вводит человека в «Мир Вдохновения Пророков».

  Одной из ключевых идей Доктрины Теософии является идея воспитания непрерывности Сознания. Мы можем сохранять непрерывность сознания перехода из состояния бодрствования в состояние естественного сна, из жизненного состояния в посмертное состояние. Активное состояние сознания есть нормальное состояние и его непрерывность обеспечена жизнедеятельностью Чит, так как Чит и есть непрерывное сознание.   Различая три Мира: Мир Девачана, Мир Кама-Локи и Мир материальный, можно говорить о трех состояниях, в которых пребывает Чит.

  Чистое проявление свойств Чит возможно только в Девачане. В Кама-Локе Чит оглушен камической природой личности, переживающей шок сознания от состояния смерти. Еще больше Чит оглушен раздражителями материального Мира, где он (Чит) может быть проявлен только в состоянии сна у обычных людей, в состоянии сосредоточенного сознания – у людей с организованным мышлением, и в состоянии Тайджаси - у одухотворенных людей.    Мы утверждаем мысль о Тайджаси, как о состоянии Чит, потенциальной памяти, подводящего человека к порогу бессмертия.

   В статье «Природа Ума» говорилось о Высшем Манасе – истинно человеческом в человеке, а в данной статье - о свойстве мыслителя – Чит, как способности накапливать и переносить впечатления Божественной Природы Бытия.   Всю потенциальность свою Чит проявит в будущих расах человечества, ибо его природа из будхической природы сознания.

  Рассмотрим кругообращение Чит с момента угасания впечатлений потенциальной памяти в Мире Девачана - фактическая смерть сознания, и начало воплощения – рождение сознания, вхождение в мир Бытия, Мир существования с его законами, отраженными в системе Кала-Чакра Учителями Читкала.  Определенный аспект «неведения», присутствующий в предыдущем воплощении, и истощение впечатлений «потенциальной памяти» в Девачане реализует свойство сознания - Танха – «Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Эта привязанность и является причиной перерождения, или перевоплощения».                                                                                       («Теософский словарь», стр. 425).

 

  На данном этапе очередного воплощения «Индивидуальная память» входит в состояние Джарамарана - старение и смерть, которое последует за зрелостью Скандх, обретенных воплощающейся индивидуальностью в слоях Акаши на последующем этапе перевоплощения.

  Танха побуждает к активности «САНА» – тройственную силу, определяющую свойство будущей индивидуальности (см. статью «Крест Небесного Странника»).

     Система Кала-Чакры иллюстрирует свойство «САНА» (рис.  ):

  1. Сана за 48 лет до рождения - 12 год жизни.

  2. Капила за 33 года до рождения – 27 год жизни.

  3. Санатсуджата за 18 лет до рождения – 42 год жизни.

  Тройственная Сила – «САНА» за три года до рождения физического тела составляет то, что можно назвать Тело Духа.

Оформление Тела Духа, как потенциального принципа бессмертия в соответствии с принципами креста для данной индивидуальности, проходит под причиной бытия, названной Джати – рождение, в соответствии с одним из четырех способов вхождения в поток жизни и одним из семи состояний чувствующего сознания.

   На эту стадию образования тонких тел человека отводится три года. Тело Духа проходит через слои Акаши – тонкую, сверхчувственную духовную сущность, наполняющую все пространство, имеющую в своем изначальном свойстве – Шабда (черный цвет, вода) – различение, звук, в более уплотненном состоянии – Вайю – Спарша – прикосновение (синий цвет, воздух), потом Тейас – Рупа – форма тела, свет (красный цвет, огонь), далее – Джала – Раса – вкус (желтый цвет, земля) и последним из пяти проявленных свойств является – Притхиви – Гандха – запах (белый цвет, металл). Два все еще остаются непроявленными для сознания человека.   

   Эти семь эзотерически и пять экзотерически на плане зачатков материи танматр природы или элементов природы – Дхату, имеющий в своем взаимодействии 75 свойств, создают притяжением к идущей на воплощение Монаде свойства будущей личности со всеми положительными и отрицательными характеристиками прошлой личности. Выявляются так называемые атрибуты личности – Скандхи:

  1. Рупа – форма;

  2. Видана – восприятие;

  3. Санджна – сознание;

  4. Санскара – действие;

  5. Видияна – знание;

  6. Санна – свойство абстрактных идей;

  7. Самскара – склонности Ума.                                                                                             («Теософский словарь».  С. 385, 388, 407, 408).

 

    Атрибуты личности складываются в период за 2 года до рождения, являя принцип Духовной Души и принцип Психической Души за 1 год до рождения (см. Кала-Чакру).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Рис. 2

   Такова нисходящая ветвь эволюции человеческой Монады или облачения Чит в формы: на верхних Планах Бытия - в духовную субстанцию, далее - в субстанцию элементов природы, психическую и, наконец, в субстанцию материальную ( рис. 2).

     В сокровенных стихах сказано:

«…Изначала заповеданы были те воды,

Но не проросло еще древо,

И цветок еще не раскрылся,

Когда боги еще не пришли, ни один из них,

Не росло растение,

И порядок не существовал…»

    На этом нисходящем пути, родители своим физическим участием в создании тела определяют принцип зачатия (один из шестидесяти в системе Кала-Чакры). В соответствии с этим принципом определяется четвертый месяц внутриутробного развития плода, когда духовной основой происходит касание физического естества при формировании зачатков позвоночного столба, и что соответствует принципу рождения.

   Принцип рождения (один из шестидесяти) иллюстрируется в системе Кала-Чакры неделей рождения, он олицетворяет в своей совокупности личностные характеристики, скрывающие за своими покровами тайну Индивидуальности.

   Вступив в поток жизни, Чит попадает во власть третьей Причины Бытия – Бхавы (кармический посредник – Дракон), принцип, определяющий возможные состояния рождения, в равной мере, как и прекращение рождения на нашем материальном плане бытия.

   Совокупность принципов нисходящей цепи и условия проживания первых трех лет жизни определяют судьбу и потенциальные возможности воплощенной Индивидуальности. Череда проявления этих возможностей более подробно рассмотрена в статье «Особенности возрастной психологии». Отметим лишь, что возможность проявить свою потенциальность мы имеем в случаях напряженной воли или имея достаточно времени для жизни. Природа дает возможность жить до 1000  лет в одном теле, хотя в зачет идет лишь состояние духовного озарения (Природа ума рис.5)

    Елена Петровна пишет, что на Колесе Времени есть точка смерти, и если осталось желание существовать, то, перейдя эту точку, можно жить практически вечно.

 Следует отметить принцип создания форм в соответствии с качеством пространственной вибрации или свойством энергии во времени. В этом случае, если материя тела не меняется, то она уничтожается под действием новых энергий - «…не умрем, но изменимся». Так, продолжительность существования зависит от нравственных установок, от устремленности сознания и от способности обновления или трансформации физического естества.

   Какова бы ни была продолжительность жизни, однажды энергия жизни покидает физическое тело, устремляясь вслед за «удаляющимся сознанием». В чем заключается феномен сознания в таком акте природы? Это возникающая возможность перейти на новый план постижения законов мира, переход в другую Локу – сферу Бытия, субъективную во время жизни и объективную для «посмертного» существования. Высочайшее состояние сознания человеческого бытия на этой новой сфере есть Нирманакая – продолжение существования сознания без наличия плотного тела. Это состояние Будды. Обычный человек испытывает «шок сознания», отделенного от тела. В субъективных сферах происходит для него «вторая смерть», когда Монада – Индивидуальность или Сознание - оставляет то, что называлось личностью, т.е. совокупность элементов природы, которые, в свою очередь, претерпевают последовательное изменение, становясь сначала пустыми астральными оболочками, затем элементариями – остатками этих оболочек, затем элементами –  стихийными духами, далее переходя в состояние первоэлементов. Все эти образования экс-личности не обладают разумом и первые из них пытаются вернуть существование, и в этой попытке могут овладевать сознанием медиумов, приводя их к состоянию одержания.

    В слое Кама-Локи разум полностью активен лишь у Нирманакая.  Не отделен разум от астральной (камической) оболочки у погибших героической смертью, у самоубийц и погибших случайно.

   В этих случаях сознание героев пребывает в их астральных оболочках до срока значимости героического поступка этих людей. Самоубийцы же, лишив себя физического тела, лишили себя и возможности изжить причину страдания, приведшую к смерти. Умершие случайно остаются в своих астральных оболочках личности в зависимости от силы их жизненных принципов.

    Е.П. Блаватская пишет, что перевоплощение личности возможно лишь в случаях:

во-первых, гибели до года,

во-вторых, глубокого идиотизма,

в-третьих, сознательного перевоплощения в тело ребенка великого Сознания. Но это отдельная тема.

     В Тайной Доктрине говорится о невозможности перевоплощения экс-личности, да, вероятно, в этом нет необходимости, так как из элементов природы, в соответствии с кармической задолженностью, идущая на воплощение Монада всегда построит необходимое ей тело личности, которое, в соответствии со своими свойствам, и построит физическое тело на новом витке жизни (рис. 3)

  Таким образом, в Кама-Локе, состоящей из 5-и экзотерически и 7-и эзотерически слоев, осуществляется встречное движение идущих на развоплощение сущностей и на идущих на воплощение. Эти два потока не должны соприкасаться, дабы не порождать психические заболевания.

       

 

 

                                                                           Рис. 3

                                                                    

   Отмечается, что продолжительность существования пустых астральных оболочек в Кама-Локе может составлять до 100 лет, затем неизбежно наступает их распад.

    Те сознания, у которых нет представлений о Мире Девачана, Мире существования Индивидуального Сознания, оказываются в Кама-Локе, и худшее состояние сознания ожидает там ортодоксальных материалистов.

     Так мы оказываемся в том мире, который сложили в своем представлении еще при жизни!

   Напомним еще раз сроки возможной продолжительности жизни на физическом плане:

Кали-Юга – 100 лет.

Двапара-Юга – 200 лет.

Трета-Юга – 300 лет.

Сатья-Юга – 400 лет.

    При использовании знаний о природе мира, сроки могут быть удвоены. Предельный срок существования на земле в одном теле – тысяча лет. (Хорошо бы перед обретением такой возможности уже точно определить цель такого долгого  существования!)

    Продолжительность существования в Кама-Локе – от трех дней до 100 лет.

Перейдем далее к длительности существования сознания в Девачане. Предельные сроки, которые даются в Эзотерической Доктрине - до 4000 лет, в среднем - 1000–1500 лет. Таким образом, срок существования Индивидуального Сознания в трех мирах получается более 5 тысяч лет.

Эти знания  становятся актуальными в наши дни, когда происходят космические события (1997, 1998, 1999 года), повторяемость их соответствует срокам существования индивидуального сознания.

   Итак, мы подошли к существованию сознания и его потенциальной памяти, Чит, в мире Девачана.

    Что же такое Девачан (Дэвакхан)?

    Прежде всего осознаем, что это состояние, а не место. Пэмандр говорит Гермесу Трисмегисту: «Сначала… разложение материального тела представляет его составляющие для преобразования, видимая форма исчезает. Моральный характер, теряя свою силу, отдается демону, ощущения возвращаются к своим источникам и, становясь их частью, снова смешиваясь с энергиями. Отвращения и вожделения возвращаются в бессловесную природу.

   Далее человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них способность расти и уменьшаться, во втором лишается своей силы, источника злобы и коварства, в третьем обессиливается наваждение похоти, в четвертом – тщеславие власти, в пятом – безбожное высокомерие и дерзость, в шестом исчезает привязанность к богатству, в седьмом – лукавая ложь, и, очищенный таким образом от всего, что произвела совокупность кругов, он входит в окдоадическую восьмую природу, сохранив только свою собственную силу, и поет вместе с сущностями гимны во славу Отца. Все радуются его появлению и, став похожим на них, он поет мелодическим голосом как суть высшие окдоадические природы, и которые поют хвалу Богу. И тогда они по порядку поднимаются к Отцу и доверяются силам и, став силами, рождаются в Боге, таково конечное благо тех, кто владеет знанием».

   Так учил Гермес, так происходит очищение низшей природы человека, его сознания при прохождении Кама-Локи и вхождении в Девачан.

  «Девачан – это промежуточное состояние сознания между двумя земными жизнями. Природа для человека предусмотрела более реальное счастье там, нежели здесь на земле, где каждый порыв ветра разрушит его, какие бы усилия мы не прилагали. Там нет ни удач, ни разочарований. Даже если человек имел один единственный реальный момент счастья, а на протяжении всей жизни неудачи. Здесь все  стремления реализуются, а мечты становятся реальностью».

  Когда человек умирает, три низших принципа покидают его навсегда. Для человеческого фантома смерть начинается, когда Триада - Атма-Будхи, Манас, отделяется от низших принципов, переходя в Дэвакханическое состояние.

  Фантом Кама-Рупы, лишенный своего одушевляющего, мыслящего принципа – Высшего и низшего Манаса, и не получая импульсы от физического мозга, разрушается.

Дух после смерти бывает ошеломлен и скоро впадает в дэвакханическую потерю сознания.

  О Дэвакхане можно сказать, как об отдыхе души от тягот жизни, что есть состояние, а не местность.

   В последних кратких секундах жизни отражается вся жизнь человека, и даже те события, которые человек давно забыл. Умирающий мозг сильным, волевым импульсом вытесняет память, и в точности восстанавливает все впечатления во время мозговой деятельности, т.е. впечатления, которые были наиболее сильными, переживают остальные события, и проявляются в Дэвакхане.

   Пребывание в Дэвакхане пропорционально незаконченному психическому импульсу, зародившемуся в продолжении земной жизни.

 Те личности, чьи влечения были более материальны, в новые рождения будут притянуты раньше. Человек, рождая жажду жизни, являет причину страдания.    Следуя «четырем благородным истинам», можно прервать цепь перерождений и выйти из круговорота причин страдания.

  Эго входит в Дэвакхан уже очищенным. Каждое Эго – комбинация 6-го и 7-го принципов человека, которое после периода бессознательного созревания, рождается в Дэвакхане невинным и чистым, как новорожденный младенец, приносит с собой только Карму своих добрых поступков, слов, мыслей, проявляя доктрину Кармы тела, речи и ума.

   В Дэвакхан идут те, кто не погряз в мире материи. Все долги они оплатят позднее, а пока они вознаграждены в следствие причин, порожденных ими же самими.

   Люди не ведают законов перехода, как и сам подъем в лучшие сферы, зависящий от благоприятных условий и состояния духа уходящих с земного плана. Кроме того, срок ухода влияет на возможность получить лучшее тело для нового воплощения.

  Сознательное ощущение своей личности на земле – мимолетный сон. И это же чувство будет равнозначно сну в Дэвакхане, усиленное во стократ.Если личность бесцветна и однообразна, ее пребывание в Дэвакхане столь же бесцветно и немощно, какой была и сама личность. Люди великодушные и доброжелательные, если они чисты, перейдут в более высокую сферу, где формирование абстрактных идей и созерцание мыслей наполняет ее обитателей. Счастливое Эго сквозь завесу не видит то зло, страдание, печаль, которым могут подвергаться на земле все те, кого оно любило и видит их около себя такими же счастливыми, полными блаженства и невинности.

    В Дэвакхане не существует ни часов, ни хронометров для воспринимающего его мир существ. Обращаем ли мы внимание на продолжительность периода счастья и благоденствия – оно коротко, тогда как минуты агонии кажутся вечными.

   Обитатели Дэвакхана теряют всякое ощущение времени. Не имеют его и те, кто попадают в Авичи.

  В состоянии Дэвакхана, как и в земной жизни, существует: первый трепет психической жизни, достижение возмужалости, постепенное истощение сил, переходящих в полубессознательное состояние, забвение и летаргию, потом переходящие в новое рождение, в другую личность, которая порождает новое скопление причин, облекаясь скандхами при прохождении нисходящей цепи, которые будут изжиты в следующем периоде Дэвакхана. За смертью в Дэвакхане следует рождение на Земле.

   Продолжительность пребывания в Дэвакхане зависит от прожитой жизни. Человек привязан к Колесу Жизни и имеет возможность освободиться от этих оков, остановить это Колесо Причинности.

 Можно уйти от страданий, причина которых в Сансаре, потоке жизни, в несовершенстве и иллюзорности мира проявленного, желании жить, жить любой ценой. У того, кто подчиняет жажду жизни, страдание исчезает.

  Духовное Эго движется в Вечности подобно маятнику, который раскачивается между жизнью и смертью. Каждый отрезок между земной и духовной жизнью ограничен, будь то иллюзия или реальность, у него есть свое начало и свой конец, и только Духовный Странник вечен в своем пути, пока не достигнет порога Паранирваны.

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now