В.А.Баканов. Президент ложи им. Е.П.Блаватской,  Руководитель Русской Школы теософии им. Е.П.Блаватской.

   Доклад на Первом съезде теософов России

   21 апреля 2013 г.

                                                          Впервые за 90 лет

      «...Родина наша проходит через горнило скорби, чтобы омыться от накопившейся неправды и чтобы выйти возрожденной...»,     -написала Дагмара Рейнке в  1952 году по случаю ухода А.А.Каменской первого  президента Российской секции Международного Теософского Общества.

      В Адьяре есть мемориальная доска, на которой указаны страны, имеющие национальные теософские ассоциации (НТА). Первая запись сделана в 1886 году и свидетельствует об организации национальной ассоциации в США, последняя  - за номером 52, сделана в 1991 -  об организации НТА в Западной Африканской республике. Россия была принята в  НТА в 1908 году, о чем свидетельствует запись на мемориальной доске за номером 14.

      Ни одна из национальных теософских ассоциаций в мире не прошла столь трагический путь, как Российская. Попробуем разобраться в этом, познакомившись с наиболее яркими представителями теософского движения в России  начала 20 века.

      Как писала Е.Ф.Писарева  в  книге   «История русского теософического движения»,

.. «до начала ХХ века теософия была совершенно не известна в России, не смотря на то, что её учения были принесены в западный мир русской женщиной. Это странное явление объясняется двумя причинами. В России во главе всех церковных дел, в числе которых находилась и цензура русских и иностранных изданий, касающихся религиозных вопросов, стоял обер-прокурор святого синода  Победоносцев, наложивший запрет на всё несогласное с догматами Православной Церкви. Его влияние во время царствования Александра Ш  было роковым для России.

      Второй причиной, почему теософия оставалась неизвестной в России, послужило то обстоятельство, что Е.П.Блаватская, родившаяся и воспитанная  на юге России, но проведшая почти всю остальную жизнь вне России, была совершенно не известна в русских культурных слоях.Единственным источником сведений о ней и о её деятельности служила изданная в России книга «Современная жрица Изиды» Всеволода Соловьёва, её личного врага (показавшего всю низость своей душонки), написав этот (пасквиль) после её смерти. Благодаря этой книге ни один голос в России не поднялся на защиту Е.П.Блаватской до 1906 года, когда появилась... её теософическая книга «Голос Безмолвия».

      «История русского теософического движения» Е.Ф.Писарева         «Вестник Теософии». 

№ 8.стр.3., Москва, 2010).

       «Первым пионером теософии в России, по мнению Е.Ф.Писаревой, следует считать Нину К.Гернет. Она ежегодно ездила на международные конгрессы, откуда привозила    много теософской литературы, запрещенной тогда в России, и хранила  на квартире в Петербурге у своей подруги  детства Анны Алексеевны Каменской».

          Надежда Андреевна Фадеева (1829-1919)— по просьбе Одесских теософов возглавила первую теософскую группу в августе 1883 года, секретарь Густав Цорн. Академик Александр Михайлович Бутлеров  активно поддерживал Одесских теософов.

          Анна Алексеевна Каменская(1867-1952) - вместе с Цецилией Людвиговной Гельмбольдт (1867-1936), Еленой Федоровной Писаревой и А.П. Философовой и др. в 1908 году создают «Русское Теософическое Общество», просуществовавшее до 1919 года.

          «В Петербурге, где под влиянием  А.А.Каменской работа шла наиболее  энергично, ...образовалось семь кружков — пять русских, один французский и один немецкий. Кружок имени Е.П.Блаватской вёл П.И.Тимофеевский;  кружок «сравнительного изучения религий» вела А.А.Каменская; кружок «А.Безант» - Ц.Л. Гельмбольдт; кружок «Орфей» - Александра Васильевна Унковская; этический кружок — Анна Викторова; французский кружок  «Гипатия» -  вела Л.П.Страсбадер; немецкий имени «Мария Штраух» - Э.Д.Пантениус. 

    В других городах председателями отделов были:

        В Москве — Ю.Н.Кирпичникова. Позднее княгиня С.В.Урусова, а с 1913 г. Софья Владимировна Герье.

      В Киеве — Елизавета  Вильгельмовна Родзевич, а потом Евгений Михайлович Кузьмин.

      В Харькове — Вера Алексеевна Молокина.

      В Калуге — Елена Федоровна Писарева.

      В Ялте -  С.В.Татаринова.

      В Ростове-на-Дону — М.Г.Фёдорова.

      В Житомире  был образован отдел Р.Т.О. в 1921 году, его возглавил доктор Виктор Викторович Гинце.»                          

                                                                                   (Е.Ф..Писарева «История РТО»).

 

      В начале 1917 года, когда были сняты все запреты с частной и общественной инициативы, РТО развило большую деятельность. В сентябре 1918 года был выпущен последний номер «Вестника Теософии», в ноябре  ещё состоялось последнее годовое собрание, но уже в начале 1919 года всякая общественная  инициатива была запрещена.  В 1920 году была прекращена деятельность всех обществ, в том числе и Теософского Общества: ночью был сделан обыск в центральном отделении РТО, на Ивановской улице в Петрограде.    

     В первое время после  данных событий теософы собирались маленькими группами и продолжали работать, но к концу 1920 года и эти скромные попытки общения должны были прекратиться.  В начале июня 1921 года А.А.Каменской и Ц.Л.Гельмбольт удалось тайно бежать за границу через леса и болота Финляндии. Теософское Общество вынуждено было свернуть свою работу,  хотя официально оно было запрещено лишь в 1922 году.

     Работа продолжалось до того времени, пока Советская власть не запретила эти собрания под угрозой ареста всей группы. Но всё-таки небольшие группы собирались на частных квартирах. В одну из групп в г. Москве входили Андрей Платонов, автор романа «Котлован» и Михаил Булгаков, автор мистического романа «Мастер и Маргарита» и многих других романов. В то время был сильно развит теософический «самиздат» и группы, существовавшие во многих городах России, передавали эти рукописные  книги друг другу.

     Одной из последних теософских групп на территории России была теософская коммуна Лидии Марьяновны Арманд (Тумловской), просуществовавшая до закрытия и репрессий её членов в 1925 году.

    Эмигрировавшая в 1921 году в Швейцарию А.А.Каменская создаёт «Русское Теософское Общество вне России», которое объединило разбросанные по всему свету русские Теософские Ложи, насчитывающие к 1935 году  13 лож.

     Рейнке Николай Павлович (1891-1975гг.)  подготовил к изданию в сокращенном изложении «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской в издательстве «TradePress”.В планах было издание рукописи Е.Ф.Писаревой «История теософического движения в России». Первое знакомство его с учениями теософии  произошло в 1914 году в Санкт-Петербурге, где он служил в Сенате. После революции Николай Павлович переехал в Житомир, где в 20-х годах познакомился с теософом, доктором  В.В.Гинце.

    Виктором Викторовичем Гинце организовал  первый теософский лекторий в  Санкт-Петербурге , в работе которого принимало участие много молодёжи.

Н.Е.Скаредов -Уральский теософ, горный инженер,профессор.

    Астраханцев Иннокентий Петрович- (1864-1961гг.).  организовал в 1925 году Русскую теософскую Ложу, в которой занимал пост председателя до 1928 года.    Родился в Томске, службу свою на Родине начал в качестве кадрового офицера Сибирского Барнаульского пехотного полка, принимал участие в Русско-Японской войне и был тяжело ранен,  из Крыма был эвакуирован сначала в Турцию, затем переехал в Югославию, а оттуда в Польшу, в имение Барановичи. Он щедро делился своими знаниями и многих привлек к теософии. Последние годы жизни провел в Уругвае в семье Шкуцко, приемным детям которого давал уроки за стол и комнату.

     Соловская Елена Павловна - председатель Ложи «Ярослав Мудрый», в г. Белград,  просуществовавшей официально до 1947 года, когда Югославское Правительство потребовало закрытия ТО.

     Кениг Александра Александровна — председатель Ложи «Единение» в  г. Лондон.  О ней говорили: «Вы делаете большую и очень нужную работу для всех русских...»

     Львов Алексей Феодорович — открыл русскую теософскую Ложу «Светлана»  в г. Бостон.

      Парамонова Лидия Александровна (1880-1956гг.) — вице председатель Ложи «Жар-Птица» при «Русском Теософическом Обществе вне России» в г.  Берлине.

      Сиротинский Иван Николаевич (1887-1969гг.) — организовал теософическую Ложу «Белый Лотос» ) в 1945 году, в лагере для перемещенных лиц Шлязгайме (Германия).      

      Гагина  Зинаида Михайловна - член Теософского общества, руководила  школой в деревне Рязанской губернии, которая была основана Л.Н.Толстым.

     В «Вестнике Космической Эволюции» ( Изд. «ГЕРС», 2012. Стр.94) имеется запись о том, что… «Сохранились удостоверения о членстве в обществе на имя Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих от 6 июля 1920 г.(проживающих в то время в Лондоне), подписанные руководителями Лондонской Ложи — Анни Безант и Гарольдом Бейли-Уивером».

         В условиях тотального коммунистического террора идеи теософии продолжали нести в своих сердцах наши современники; представители харбинской группы; сибиряки -Альфред Петрович Хейдок, Борис Николаевич Абрамов ( вернулся в Россию в 1957 году), Ю.Н.Рерих, Андрей  Владимирович Гнездилов (ленинградец, теософ в третьем поколении), москвичи - Валентин Митрофанович Сидоров, Алексей Давыдович Арманд, А.С. Брусиловский, Георгй Давыдович Авруцкий, Сергей Юрьевич Ключников, Дмитрий Николаевич Попов и многие, многие другие.

           Память о них, их преданности теософии, с нами!                                    

        Пришло время вернуть Россию в ряды международного теософского движения. Перефразируя  стихи В.С.Высоцкого, мы утверждаем: «... нам есть что [сказать]представ перед Всевышним, нам есть, чем оправдаться перед ним!». Впервые, после более чем девяностолетнего перерыва, мы вновь открыто заявляем, что Теософия в России существует!


                                                    Теософия и современное общество
     «Теософия вне политики». Это заявление делала в своё время Елена Петровна Блаватская, однако теософия была неугодной  в государствах с тоталитарными режимами. Она становилась неугодной в революционной России и социалистической Югославии, закрывалась в фашистской Германии. Гонения на теософию мы наблюдаем и со стороны современной  православной церкви.

     Чем же так страшна Теософия - «Божественная Мудрость»?!

     Краткий философский словарь под редакцией М.Розенталя и П.Юдина (Издание четвертое, дополненное и исправленное, государственное издательство политической литературы,   1954.) таким  образом трактует это понятие:

     «ТЕОСОФИЯ (греч. бог и мудрость) — реакционная лженаука, объявляющая своей целью «познание божества» путём непосредственного общения с «потусторонним миром». Будучи образцом воинствующего мракобесия, теософия открыто пропагандирует отказ от всех достижений культуры и возврат к колдовству, знахарству, древней и современной магии. Наибольшее распространение получили «теософские общества» в Англии и США. В ряде американских университетов организованы специальные «теософические» кафедры».

     На мой взгляд, более «воинствующего мракобесия» чем представлено в этой статье, встретить трудно.

     Философскому словарю вторит Большая советская энциклопедия:

     «Теософия — реакционное религиозно-мистическое учение, признающее источником богопознания мистическую интуицию, откровение. Теософия связана с оккультизмом, спиритизмом и прочими суевериями. Распространение теософской мистики в некоторых кругах аристократии и  интеллигенции является ярким  показателем идейного упадка и вырождения буржуазной культуры».

     В «Ключе к Теософии» Елена Петровна поясняет,  что  теософия «...это не «Мудрость Бога», как переводят некоторые, но «Божественная Мудрость»,  та,  которой обладают боги. Этому термину много тысяч лет. Слово «Теософия» относится к третьему веку нашей эры, когда его начали употреблять... последователи Александрийских философов».

    «С тех пор Теософское Общество приняло девиз: «Нет религии выше истины»... «И Мудрость светоч её» добавляли первые исследователи теософии.

     Напомним основные цели Теософского Общества, представленные  Еленой Петровной в книге «Ключ к теософии»:

    «1. Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета  кожи или вероисповедания.

   2. Способствовать изучению арийских и других священных рукописей мировых религий и различных научных направлений для того, чтобы восстановить важное  значение древних азиатских литературных источников, а именно принадлежащих философским учениям браманистов, буддистов и зороастрийцев.

   3. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, а также психические и духовные возможности человека, присущие только ему».(Выделено мной).

    Есть разница между Теософией и Теософским Обществом, но эта разница должна в

эволюционном  движение стремиться к своей нулевой точке.

    Есть разница между Членом Теософского Общества и Теософом, между Теософом и Оккультистом. Всё это - этапы индивидуального пути познания.

    Задача каждого отдельного теософа -  стремиться реализовать весь свой духовный потенциал данного воплощения и научиться пользоваться возможностями своего тела, речи, ума и сознания для возможно максимальной помощи человечеству.

    В «Инструкции для учеников внутренней группы» (Изд. «Сфера», г. Москва, 2000 г., стр.531) приводится  клятва теософа:

       «...для того, чтобы подписавшие Клятву ранее могли раскрыть её значение, … а всем тем, кто собирается её подписать, ... объяснить, что влечет за собой её подписание.

     Клятва гласит:

    1. Клянусь приложить все усилия, чтобы сделать теософию живым фактором своей жизни.

    2. Клянусь поддерживать, перед всем  миром Теософское движение, его руководителей и его членов.

  3. Клянусь никогда не выслушивать без протеста ни одной клеветы, сказанной о собрате-теософе, и воздерживаться от осуждения других.

   4. Клянусь вести непрестанную борьбу с моей низшей природой и быть снисходительным к слабостям других.

  5.  Клянусь сделать всё возможное, посредством приобретения знаний или же как-то иначе, чтобы помогать другим и учить их.

    6.  Клянусь оказывать всяческую поддержку движению деньгами и трудом, уделяя ему своё время.

                              «Так помоги мне, моё высшее «Я»».

   

   Произнесение Клятвы - один из заключительных этапов приобщения к теософии, осознание важности, прежде всего для себя самого, познания и использование теософского мировоззрения, осознание теософской работы на протяжении многих последующих  воплощений. Целесообразно принимать клятву теософам, состоящим в эзотерической секции.

 

     В настоящее время мы видим, что в массовых публикациях - статьях, книгах, телевизионных передачах  о «Третьем Рейхе», авторы не преминут упомянуть, всуе, имя Елены Петровны Блаватской на том основании, что эмблема Теософского общества, организованного Еленой Петровной, включает в себя Свастику. В то же время наличие Тетраграмматона  -  дает повод антисемитам упрекать автора эмблемы.  Змея, закусившая свой хвост, не дает покоя ортодоксальным материалистам, противникам алхимии и астрологии, а  Лотос, по мнению невежд, - это, всего на всего, восточная экзотика. Священный Тетрактис, символ Парабрамана, включает в себя всю совокупность этих символов.

      Сегодня, изучая «Тайную Доктрину», мы можем говорить о том, что все эти символы в своей совокупности отражают суть  Семи Планов Бытия: Свастика - План Материальный, Тетраграмматон - План Дхиани-Будд, Змея - Астральный План, Лотос - План Дхиан-Коганов, Тетрактис - представляет Высшие Планы Бытия или Парабрамана.

       «Теософия - светский институт духовных знаний». Это утверждаем мы своей работой по распространению идей теософии, формированию теософского мировоззрения, которое раскрывает горизонты познания  значительно превосходящие Материальный План Бытия. Познание духовных аспектов индивидуального Сознания, понимание важности продолжения существования, альтруизм  и ответственность за свою жизнь, помощь людям - всё это реализация идей теософии в жизни.

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now