В.М.Рослев

Ниданы - двенадцать причин Бытия 

«Брахма в качестве Праджапати проявляется, прежде всего,

в виде «двенадцати тел» или атрибутов, которые представлены

двенадца­тью богами…»

               Е.П. Блаватская. «Разоблаченная Изида» I т. С. 488.

 

    Трое, упав в четыре, на семи планах, являют двенадцать при­чин существования, постигая которые индивидуальное сознание выходит из круга перевоплощений, совершая цикл эволюции.

Троичность, как идея божественного присутствия, рассматрива­ется во всех эзотерических доктринах. Оракул Зороастра говорил: «Триада Божества светит по всему миру, возглавляемая Монадой». Монада есть Атма-Будхи и Манас. «Ибо из этой Триады все управ­ляется в сущности своей». Фос – Пур – Флокс Санхуниафона есть Свет – Огонь – Пламя – три проявления Солнца, которое едино и само представлено триадой: Агни – Вайю – Сурья. Брахма – Вишну – Шива соответствуют Силе – Мудрости – Справедливости, что, в свою очередь, отражает Дух – Материю – Время. Время, имея атри­буты Прошлое – Настоящее – Будущее, может быть представлено как Отец – Мать – Сын .

   Монахи буддийского Тибета признают священную троицу глав­ных добродетелей: Бедности, Целомудрия и Послушания. Произ­водя действие на плане Тела, Речи и Ума, ожидайте следствия в мире форм, чувств и мыслей. Это может быть представлено трехмерностью проявленного мира, где форме соответствует длина, чувствам – ширина, а мыслям – высота.

   Свидетели Божественного Присутствия – Свет, Тепло и Влага. Гностики определили Верховную Триаду как Свет, Звук и Число. Для человеческого постижения мира Сознание возвышается над осно­ванием, представленным Пространством и Временем.

    По представлению персов, тройное божество Ормазд – Митра – Ахриман есть одно начало всего существующего, оно едино.

Египетская троица: Озирис – Изида – Гор.

Китайский идол Саньбао состоит из трех, одинаковых во всех отношениях, а перуанцы полагают, что их Танга-танга один в трех и трое в одном. В северной Татарии тройной бог сидит на лотосе.

«Троица» Андрея Рублева – апофеоз, воспетый Божествен­ному.

На трех планах сознания проявлены три троицы: «Первая – это сокрытая или не проявленная  троица – чистая абстракция. Вторая – это активная троица или та, которая проявлена в результатах творения, вышедшая из предыдущей – ее духовного прототипа. Третья представляет собою … образ, выкристаллизовавшийся в форме человеческих догм…»     (Е.П. Блаватская. «Разоблаченная Изида». II т. С. 291)

 

  Из трех Высших Планов Бытия Божественная Триада падает в четыре Низшие Планы Бытия. Крест – символ жизни, олицетворяет идею четверичности, как сочетания двух пар противоположностей с одной общей центральной точкой.

«Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Гаутамою Буддою как знание четырех благородных истин:

  1. Страдания воплощенного бытия, проистекающие из по­сто­ян­­но­ возобновляющихся рождений и смертей.

  2. Причина этих страданий - в омраченности, в жажде само­удов­летворения в земных присвоениях, влекущих за собою непре­кращаемость повторного, несовершенного бытия.

  3. Прекращение страданий заключается в достижении состо­я­ния просветленного вмещения и, тем самым, создании возмож­ности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.

  4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усиле­нии элементов, направленных на совершенствование для унич­тожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине».  (Е.И. Рерих. «Путями Духа». С. 46, 47).

 

  Четыре вида истины в северном Буддизме: Ку – страдание, Ту – соединение соблазнов, Му – разрушение греха, Дао – Путь.

Елена Петровна Блаватская дает следующее определение четырем точкам креста – Рождение, Жизнь, Смерть и Бессмертие. Эта же мысль прозвучала пророчеством во время рождения Будды, что он достигнет просветления, когда встретит больного, старого, умершего и мудреца. Познав Четыре благородные истины, Благо­словенный говорил: «Это – истинные страдания, это – истинные источ­ни­ки, это – истинные пресечения, это – истинные пути. Страдания сле­дует познать, источники их – устранить, пресечение страданий – осуществить, пути (к освобождению) следует пройти. Страдания сле­­ду­ет познать – тогда не останется страданий, которые следо­вало бы познать. Источники страданий следует устранить – тогда не оста­нется источников, которые следовало бы устранять. Пре­се­чения страданий следует осуществить – тогда не останется пресе­чений, которые следовало бы осуществить. Пути следует пройти – тогда не останется путей, которые следовало бы проходить».

 

    Восток опоэтизировал эти мысли, дав четырем точкам креста жиз­ни следующее определение:

1 – самоотверженная любовь;

2 – со­страдание;

3 – ответная радость и

4 – духовное спокойствие.

 

В статьях, разъясняя символы земной четверицы, Елена Пет­ровна приводит такое их сочетание:

 

1) весна          2) лето                  3) осень           4) зима

   утро                 полдень                вечер               ночь

   юность            молодость            зрелость          старость                   

   огонь               воздух                  вода                 земля                 

   восток             юг                         запад               север

   Перед описанием двенадцати Богов Брахмы обращаем вни­ма­ние читателя на два пути: путь нисхождения от плана Абсолютного Бы­тия и путь восхождения от плана проявленного мира к мирам Высшим.

Подробно о семи Планах Бытия будет сказано в отдельной статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Закон сцепления причин и следствий. Рис 1.

 

   Познакомимся с представлениями двенадцати Богов, при­ве­денные Еленой Петровной в «Разоблаченной Изиде» (с. 488):

  1. ЗАЯЦ - Великий Бесконечный Цикл, «который никогда не прекращается». Единое сознание, Абсолютность в своем проявлении;

  2. ДРАКОН - Ум –  Вечное движение Абсолютного Света;

  3. ЗМЕЯ - Адити, нематериальное и женское невидимое Солнце - Мулапракрити, абстрактный аспект Пара­брахмана, «Матерь-Богиня», ее земным символом явля­ется беспредельное и безграничное Про­стран­ство. Адитьи – семеро сыновей Адити; семеро пла­нетарных богов;

  4. ЛОШАДЬ - Агни, нематериальный Огонь - Бог Огня в Ведах, са­мый старший и почитаемый среди Богов Индии. Один­ из трех Великих божеств: Агни, Вайю и Сурья, а так­же все три вместе, тройной аспект Огня. В не­бе­сах – солнце, в атмосфере – молния, на земле – огонь, кама. (Танха – желание существовать);

  5. КОЗА - Небеса – План Сознания, Вечные незримые Эоны. Неизвестное;

  6. ОБЕЗЬЯНА - Земля – План материальный, объективная жизнь. Периоды, пребывающие в пространстве, времени и продолжительности. Известное;

  7. ПЕТУХ - Смерть или дыхание разрушения – Шива,  разрушает, чтобы возродить на более высоком плане;

  8. СОБАКА - Вайю или материальный эфир – одно из пяти состояний материи, часть троицы (Агни, Вайю, Су­рья). В человеке соответствует Кама – Манасу;

  9. КАБАН - Все живые существа. –  В первой группе – Девы, асуры и (бессмертные) – люди, во второй группе – сущест­ва в аду, преты или голодные демоны и животные. В эзотерическом ряду – седьмые – Нирманакаи;

  10. МЫШЬ - Сома, который дает всезнание. Нирвана. Сома – грубая материя, которая способна производить жизнь. Пьющий Сому наполняется «Святым духом». Духовная природа берет верх над физической, приобретается способность ясновидения;

  11. БЫК  - Солнце (Сурья) – Сын Адити, Нирукта (член). В человеке соответствует Манасу;

  12. ТИГР - Огонь – Джала – Тело воды, жидкое вещество.

 

«Двенадцать Богов порождают двенадцать Нидан – Причин Бытия.

              1. [БЫК] Неведение.

В «Сокровищнице» (III, 29) сказано: «Неведение походит на вражду, ложь и подобное».

То есть, как вражда и ложь не являются не просто отсутствием дружбы и правды или только отличием от них, а их врагами, так и неведение – не просто отсутствие противоположности – ведения или только отличие от него, а его враг.

Поскольку в данном случае противоположность – ведение – это понимание истины, отсутствия индивидуального «я», то его врагом (неведением) является цепляние за личную самость – эгоцентрическое воззрение, - считает великий наставник Дхармакирти.

Наставник Асанга с братом придерживаются иного мнения: что [неведение] – это не простое незнание Истины, а не неправильное представление о ней. Одним словом, из двух установок ума: ложного понимания и отсутствия какого-либо представления – [неведением они считают] установку отсутствия представления.

Однако они сходятся в том, что главным «противоядием» против [неведения] является мудрость, постигающая отсутствие «я».

В «Антологии» говорится, что незнание можно разделить на незнание закона Кармы и незнание Реальности. Из-за первого накапливаются движущие силы, влекущие в дурную участь; из-за второго – движущие силы, влекущие [при благих поступках] в счастливую участь.

         2. [МЫШЬ] Движущие силы.

Это Карма; т.е. неблагая Карма, ввергающая в дурную участь, и [благая] Карма, ввергающая в счастливую участь. Последняя двояка: добродетельная Карма, ввергающая в счастливые уделы Сферы желаний, и непоколебимая Карма, ввергающая в счастливую участь [двух] Высших Сфер.

         3. [КАБАН] Сознание.

В Сутрах говорится о шести классах сознания. Но здесь [речь идет] о главном [сознании]: для признающих универсальное [сознание] – это универсальное, а для не признающих его – умственное сознание.

  Т.е., из-за незнания, что плохие деяния приносят плоды страдания, мучения, производится и накапливается неблагая Карма. Сознание этой жизни, загрязняемое отпечатками такой Кармы, является «сознанием периода причины», а сознание, которое на ее основе в будущем, при перерождении, вступает в дурную участь, [называется] «сознанием периода плода».

   Аналогично, из-за незнания реальности отсутствия «я» цепляемся за «счастье» «счастливых уделов», не ведая, что в действительности они тоже – страдание, и накапливаем заслуги или непоколебимую Карму.

   Сознание этого времени – это сознание периода причины, а сознание, которое на его основе вступает, при перерождении, в счастливую участь Сферы желаний или [двух] высших Сфер - это сознание периода плода.

          4. [СОБАКА] Психо-физическое.

   Психическое – это четыре нефизические совокупности: ощущений, различающих мыслей, движущих сил и сознания.

  Физическое: в случае перерождения в Сфере бесформенности, физическое отсутствует, существуют лишь его зачатки, а в других случаях это [название] относится к мер-мер-по и прочим формам [развития зародыша] («овального» - нур-нур-по, «продолговатого» - мер-мер-по, «удлиненного» - нар-нар-по, «затвердевшего» - гор-гор-по и полностью оформленного [плода]).

         5. [ПЕТУХ] Шесть органов чувств.

   В случае рождения из чрева, смесь спермы и маточной крови – мер-мер-по (то есть физическое) и психическое развиваются, и, [наконец], формируются глаза и другие из четырех органов чувств; «тело» и «ум» имеются со стадии мер-мер-по. В «Конкретных основах уровней» говорится, что в случае рождения чудесным образом происходит перерождение, стадии развития отсутствуют, а при рождении из яйца и рождении из тепла и влаги единственное отличие [от первого случая] – отсутствие чрева.

  Итак, в стадии «психо-физического» создается основа организма, а в стадии «шести органов чувств» образуются отдельные особенности тела, создается готовность к восприятию.

    В Сфере бесформенности пять физических органов чувств отсутствуют.

           6. [ОБЕЗЬЯНА] Контакт.

   Это «соединение» объектов, органов чувств и сознания и последующее разделение объектов на приятные, неприятные и нейтральные. Сказано: «На основе шести органов чувств возникает контакт» - что косвенно указывает на [причастность к возникновению контакта] также объектов и сознания.

           7. [КОЗА] Ощущение.

   В соответствии с тремя [типами] объектов, выделившихся при контакте, возникают три [рода] ощущений: приятные, мучительные и нейтральные.

           8. [ЛОШАДЬ] Жажда.

   Это желание, чтобы не кончалось приятное ощущение и устранилось мучительное. Сказано, что жажда возникает на основе ощущения. Это [значит], что жажда возникает [от ощущения] вследствие контакта, обусловленного неведением, если же неведения нет, то, хотя ощущение и наличествует, жажда не возникает. Таким образом, переживание [объекта] является полным уже от контакта и ощущения, ибо контакт – это восприятие объекта, а ощущение – возникающее или результативное [его] переживание.

     Существют три [аспекта] жажды – [влечение к] Трем Сферам.

           9. [ЗМЕЯ] Привязанность.

   Это четыре вида привязанности к четырем видам объектов. [Четыре вида объектов] – это: (1) чувственные объекты – формы, звуки и т.д.; (2) дурные воззрения, за исключением эгоцентрического; (3) связанные с дурными воззрениями дурные правила и аскетизм; (4) эгоцентрическое воззрение. И соответственные [виды] привязанности – (1) к чувственному; (2) к дурным воззрениям; (3) к правилам и аскетизму; (4) к представлению о самости.

         10. [ДРАКОН] Становление.

   Это [состояние], при котором отпечатки Кармы, оставленные в сознании прежними движущими силами, питаются жаждой и привязанностью, то есть созревание силы, несущей новое существование; обретение [кармическими] причинами способности порождать плоды.

         11. [ЗАЯЦ]  Старение и смерть.

  Старение – это созревание и дряхление совокупностей [личности], а смерть – это оставление комплекса совокупностей..

        12. [ТИГР ] Рождение.

Это первый [момент] вхождения сознания в [одно] из четырех мест рождения».

 

  1.  Джати. Рождение согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и перевоплощении – или «Чатур Йони», причем каждый вид ставит рожденного в одну из шести Гати (эзотерически - семь) – состояний чувствующего существования;

  2. Джарамарана. Старение и смерть, следующие за зрелостью скандх;

  3. Бхава. Кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее существо к рождению в той или иной форме существования в Трайлоке и Гати;

  4. Упадана. Созидающая причина Бхавы, которая, таким образом, становится причиною Джати, которая есть следствие; и эта созидающая причина есть привя­занность к жизни;

  5. Тришна или Танха. Любовь чистая или не чистая, духовная любовь, реализованное желание сущест­во­вания на земле и причина  перевоплощения;

  6. Ведана. Чувствование, восприятие посредством чувств, что есть пятая скандха;

  7. Спарша. Чувство осязания;

  8. Чадаятана. Шесть жилищ или врат в человеке для во­сп­риятия ощущения; так на физическом плане это: глаза, нос, уши, язык, тело (или осязание) и ум, как продукт физического мозга, и на ментальном плане: (эзотерически) духовные зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и восприятие, все вместе синтезированные буддхи-атмическим эле­ментом. Источники восприятия;

  9. Намарупа. Личность, то есть форма, имеющая название, символ нереальности материальных феноменальных явлений;

  10. Виджнана. Совершенное знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и единстве;

  11. Самскара. Карма, Нирвана. Действие на плане иллюзии;

  12. Авидья. Отсутствие истинного восприятия или невежество.

 

    Ниданы относятся к самым тонким и глубоким учениям восточной метафизической системы…»

                                                       (Е.П. Блаватская. «Теософский словарь». С. 310, 311).

 

  1. Джати – рождение.

  2. Джара – старость, смерть.

  3. Бхава – бытие.

  4. Упадана – влечение, привязанность.

  5. Тришна – жажда, вожделение.

  6. Ведана – чувствование.

  7. Спарша – прикосновение.

  8. Шад-аятана – шесть трансцендентальных органов чувств.

  9. Кама-рупа – форма, чувственная, не чувственная.

  10. Вижнана – сознание.

  11. Самскара – карма.

  12. Авидья – омраченность, невежество.

 

   Двенадцать причин Бытия могут быть представлены как атрибуты Сефиротов: рождение, знание, мудрость, разум, справедливость, любовь, красота, великолепие, интуиция, проявление, накопление, зачатие.

  В жизнеописании Будды, индийского Учителя жизни, эти 12 этапов бытия изображаются картинно на огромном колесе, разделенном на три круга. Все колесо находится в пасти и когтях чудовища. Это чудовище – омраченность, привязанность к жизни. Центральный круг содержит сцепившихся курицу, змею и свинью. Средний круг содержит картины, изображающие шесть категорий сознательных существ: царство людей, царство богов, царство демонов, царство животных, царство ада, царство страдающих духов. Наружный круг, более узкий, содержит 12 картин, изображающих … описанные 12 этапов на пути перерождения.

 

                           Данная жизнь:

Бык    1. Омраченность.                                 - Слепая женщина.

Мышь 2. Совершение  поступков.                 - Горшечник, придающий глине

                                                                            форму  горшка.                                                                                             

 

                           Новая жизнь:

 

Кабан 3. Момент проявления  сознания.    - Обезьяна – сознание, прыгающая

                                                                           с ветки на  ветку.

Собака 4. Элементы духовной и                 - Люди на лодке, переправляющиеся                                материальной жизни.                    через море                       

Петух 5. Появление шести основ                 - Пустой дом или маска. 

для сознания

 

Обезьяна 6. Соприкосновение                     - Поцелуи любовников или человек,

сознания со своими основами.                       ухватившийся за плуг.

 

Коза 7. Чувство приятного и                        - Стрела, ранившая человека в глаз. 

неприятного.

Лошадь 8. Появление влечения.                 - Человек, опьяняющийся вином.                                                 

Змея 9. Стремление к цели.                        - Человек, собирающий плоды.                     

Дракон 10. Жизнь в полном  смысле.         - Замужняя женщина.

Заяц 11. Старость и смерть.                      - Труп, несомый человеком на сожжение.

Тигр 12. Рождение.                                      -  Новорожденный с матерью.

 

    Колесо Бытия и его безначальное действие – это первая половина того, что увидел Будда, постигший тайну жизни. Будда, кроме того, узрел путь, как уйти из круговорота бытия, как уничтожить страдание, из которого, на первый взгляд, казалось бы, нет выхода.

    Будда Шакьямуни в действительности достиг Просветления много эонов назад. С внешней точки зрения, в его жизни можно выделить двенадцать главных событий:

 

Бык                   1.  Его нисхождение из Чистой Земли Радости (Тушита).

Тигр                  2.  Его зачатие.

Заяц                 3.  Рождение

Дракон             4.  Обучение и овладение искусствами

Змея                 5.  Утехи со свитой жен

Лошадь            6.  Отречение

Коза                 7.  Аскетизм

Обезьяна         8.  Медитация под древом просветления Бодхи

Петух                9.  Победа над воинством зла

Собака           10. Становление Буддой

Кабан             11. Поворот колеса Учения

Мышь              12. Нирвана

 

  Первый раз Будда повернул колесо Учения, изложив доктрину о четырех благородных истинах (приверженцам духовных традиций); второй – изложив доктрину об отсутствии Самосущего Бытия, рассчитывая на обучаемых с большими умственными способностями  - приверженцев Махаяны; третий раз повернул колесо Учения, изложив доктрину о разграничении явлений, существующих истинно и неистинно, для обычных слушателей.

 Елена Ивановна Рерих так пишет о постижении цепи причин и следствий Гаутамой:

   12. Существование есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тысяча

страданий.

    11. Я страдаю, потому что я рожден.

    10. Я рожден, потому что принадлежу миру бытия.

     9. Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.

     8. Я питаю его, ибо я имею желания.

     7. У меня есть желания, ибо я имею чувствования.

     6. Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.

     5. Это соприкосновение производится действием моих шести чувств.

     4. Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя

         безличному.

     3. Я – личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.

     2. Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.

     1. Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

 

  Когда освобождение осуществлено, достигается Нирвана. Что есть Нирвана? «Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости. Трепетом озаренности притекают истинные знания. Спокойствие есть лишь внешний признак, не выражающий сущность состояния».   «Путями Духа». С. 45, 46).

 

   «Система Хинаяны или же Школа Малой Колесницы очень древнего происхождения; тогда как Махаяна, или Школа Большой Колесницы, относится к позднейшему периоду, ибо она возникла после смерти Будды… и школы Хинаяны и Махаяны, обе, в действительности,  учат ту же самую Доктрину. Яна или Колесница есть мистическое выражение и обе «Колесницы» стараются запечатлеть доктрину, что человек может освободиться от страданий рождения и даже от ложного блаженства Девачана, путем достижения Мудрости и Знания, которое одно лишь может рассеять Плоды Иллюзии и Неведения».   (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» I т. С. 83, 84)

.

   «Тат. Значит, во мне есть мучители, отче мой?

Гермес. И их немало, сын мой, они грозны и многочисленны.

Тат. Я их не знаю, отче мой.

  Гермес. Само Незнание – первый из этих палачей.

    Второй – печаль;

   Третий – неумеренность;

   Четвертый – вожделение;

   Пятый – несправедливость;

   Шестой – алчность;

   Седьмой – лживость;

 

   Восьмой – зависть;

 

   Девятый – хитрость;

   Десятый – гнев;

   Одиннадцатый – опрометчивость;

   Двенадцатый – коварство.

 «Согласно традиции, открытием «цепи причинности» (двенадцать нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою озарения… Размышляя от причины к причине, Гаутама дошел до источника зла…

Принято эту двенадцатиричную формулу перечислять и в обратном порядке:

(Е.И. Рерих. «Путями Духа». С. 45, 46).

    1) Авидья (омраченность, невежество).

    2) Самскара (карма).

    3) Вижнана (сознание).

    4) Кама-рупа (форма, чувственное и нечувственное).

    5) Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).

    6) Спарша (соприкосновение).

    7) Ведана (чувствование).

    8) Тришна (жажда, вожделение).

    9) Упадана (влечение, привязанности).

   10) Бхава (бытие).

   11) Джати (рождение).

   12) Джара (старость, смерть).

   Числом двенадцать, но под ними, под их главенством еще большее количество. Посредством пленения тела они заставляют находящегося внутри его человека страдать через ощущения. Они удаляются мало-помалу, правда, не все сразу, от того, кого Бог наделил милостью своею. Вот в этом-то и состоит способ и смысл возрождения».

                                                                                                             («Гермес Трисмегист»)

  «Двенадцать Нидан (тиб. Тен-дель-чуг-ньи) суть главные причины существования, следствия, порожденные сцеплением заложенных причин. (прим.)

… Двенадцать Нидан или Причин Бытия. Каждая есть следствие предшествовавшей причины и, в свою очередь, причина последующей. Совокупность всех Нидан основывается на четырех Истинах… Они принадлежат теории потока, закону сцепления, порождающего заслуги и проступки и приводящего, наконец, Карму в полную силу. Эта система основана на великой истине, что следует страшиться воплощения, ибо существование в этом мире приносит человеку лишь страдание, несчастье и боль; и сама смерть не в состоянии освободить человека от этого, ибо смерть есть лишь дверь, через которую он проходит к следующей жизни на Земле, после краткого отдыха у ее преддверия – Девачана». (Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина» I т. С. 83).

 

    Продолжая рассматривать идею причин бытия Елена Петровна пишет: «Хотя между самими словами «Нидана» и «Майя» нет взаимосвязи, так как Майя означает всего лишь иллюзию, тем не менее мы рассматриваем Вселенную как Майю или иллюзию, и в таком случае, конечно, Ниданы, будучи нравственными агентами во Вселенной, входят в Майю. Именно Майя, иллюзия или Невежество, пробуждает Ниданы [Телец – неведение (зачатие), Тигр – рождение, Заяц – старение, Дракон – мудрость], и, так как причина или причины порождены, они по Закону Кармы влекут за собой следствия…  мы все относимся к себе как к отдельным единицам, хотя, по сути, мы все есть одно неделимое Целое, капли в океане Бытия, неотделимые от других капель. Как только мы порождаем эту причину, она немедленно влечет за собой следствие в виде полного разлада жизни. В действительности же природа таким образом стремится восстановить гармонию и поддерживать равновесие. Именно в этом чувстве обособленности корень всего зла».

 («Комментарии к Тайной Доктрине». С. 43).

 

     В статье «Происхождение зла» Елена Петровна развивает эту мысль, говоря, что «Восточный пантеизм просто подчиняется неизбежному и стремится, насколько это возможно, исключить из своей жизни как можно больше последующих «падений в перерождения», избегая создания новых кармических причин.

    Буддийскому философу известно, что продолжительность цепочки жизней всякого человеческого существа, пока он не достигает Нирваны «искусственным путем», аллегорически выражается 49 днями, которые Гаутама Будда провел под деревом Бодхи.

Эта мысль соответствует, в том числе, и достижению 49-летнего возраста, к которому сознание должно «сначала зажечь, а затем потушить 49 огней».                             («Избранные статьи». С. 54)

 

    Атхарваведа говорит в «Гимне времени»: «Время похоже на семиколесную повозку с семью ступицами, катится без остановки; вращающиеся колеса – это все миры, нанизанные на ось бессмертия. Время, словно сверкающий конь с семью поводьями, полный животворящей силы, уносит все вперед».

     Колесо времени в буддийском мире представляют системы Хинаяны и Махаяны:

 

 

                                                              ХИНАЯНА

                                                        ( Малая Колесница).

    Достичь как того, так и другого освобождения можно лишь следуя пути. Есть пути обыкновенных существ - и пути Высших... Среди последователей Хинаяны различаются слушающие (шраваки) и единолично-пробужденные (пратьекабудды). У тех и других имеется по пять путей, что вместе составляет десять путей Хинаяны.

Хотя слушающие – ниже, а единолично-пробужденные – выше, основа у них одна. И те, и другие следуют учению пути Хинаяны, которое служит методом лишь индивидуального освобождения от круговорота бытия. Кратко говоря, они берут за основу свод этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство безмятежности (шаматха)  и особого постижения (випашьяна), устремленного к пустоте [шуньята]. Тем самым они избавляются от скверн и от их семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя так, они достигают освобождения.

      И слушающие, и единолично-пробужденные должны последовательно пройти пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Тот, кто идет этими путями, называется последователем Хинаяны.

                                                                              МАХАЯНА

                                                                      (Большая Колесница)

  Последователи Махаяны прежде всего стремятся достичь состояния Будды, неотстраненной Нирваны, высшего освобождения – ради [спасения] других. В соответствии с этим устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют те же самые пути, что и в Хинаяне. Однако эти пути более возвышены и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же эти пути дополняются специальными методами, основные из которых – шесть совершенствований и четыре способа обращения учеников. Опираясь на них, последователи Махаяны полностью и навсегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятствия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодолены, достигается состояние Будды. В Махаяне также имеется пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называются так же, как и пути Хинаяны, в действительности между ними огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесницами, Хинаяной и Махаяной, кроется в их исходных мотивах; оттого возникли расхождения и в основной структуре путей, и особенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и результаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как низшее от высшего.

Когда последователи Хинаяны обретают плод своих усилий, останавливаются ли они на этом? Или же они переходят к Махаяне?

   Совершенно ясно, что, в конце концов, они переходят к Махаяне. Поскольку их освобождение – это еще не конечное достижение, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами».                                                                              («Буддизм». С. 106, 107).

 

  В буддийской философии представлены различные школы, ведущие своих слушателей к освобождению от перерождения. Система школ представлена Тантраяной – Колесницей Тантры.

 

«Колесница мантр включает в себя четыре класса тантр:

  • тантра действия (крия-тантра);

  • тантра выполнения (чарья-тантра);

  • тантра йоги (йога-тантра);

  • высшей йоги (ануттара-йога-тантра)».                       («Буддизм». С. 107).

 

В свою очередь, Ануттара-йога-тантра делится на четыре основные школы:

  • Чакрасамвара;

  • Ямантака;

  • Гухьясамаджа;

  • Калачакра: Ваджраяна

                            Махаяна

                            Хинаяна

 

   Реформатор Буддизма Цзонкхапа, будучи знатоком всех тантрических систем, выбрал для школы Гелуг-па, основной школы современного буддизма, систему Калачакры, которая позволяет практикующему ее достичь духовного озарения за одну жизнь.

   Страдания проистекают от неспособности человека дисциплинировать свой ум. В практике медитации, кроме произнесения мантр, используются различные изображения божеств, созерцая которые достигается:

  • очищение загрязненных психофизических совокупностей (скханд);

  • постижение элементов бытия, составляющих основу для построения тела (дхату);

  • усовершенствование источников, отражающих объективный и субъективный миры (аятана);

  • принятие различных образов божеств в соответствии с различными наклонностями обучаемых.

   Постоянная медитативная практика позволяет достичь состояния «Читта смрити упастхана (санскрит) – одна из четырех целей, т.е. постоянное удержание в памяти преходящего характера человеческой жизни и непрекращающегося вращения колеса существования».

                                      (Е.П.Блаватская. «Теософский словарь». С. 506.)

 

  «Павший» в зарождение – «Чьюта» (санскрит) – противоположен «Ачьюта», тому, что не подвержено изменению или дифференциации, т.е. божество, вышедшее из колеса сансары, прервавшее цепь причинно-следственных связей между Причинами Бытия – Ниданами. План проявления Нидан – План Вещественный, план Образований.

    Рассмотрим всю совокупность взаимосвязей между Ниданами, представленными в образах зверей (рис.2).

                                          

                                                                     Рис.2.                                 

   Эти принципы представлены 12 причинами  (три группы  по четыре причины) :

          1 группа – Заяц, Лошадь, Петух, Мышь;

          2 группа – Дракон, Коза, Собака, Бык;

          3 группа – Змея, Обезьяна, Кабан, Тигр.

  На Колесе Времени эти принципы последовательно расположены следующим образом (3 - рис.5):

 

  1. Заяц                        7. Петух

  2. Дракон                    8. Собака

  3. Змея                        9. Кабан

  4. Лошадь                 10.  Мышь

  5. Коза                      11.  Бык

  6. Обезьяна              12. Тигр

   По стихиям (или элементам природы), которых пять:

            Акаша – черный;

            Вайю – синий;

            Тейас – красный;

            Джала – желтый;

           Притхиви – белый.

 

    Двенадцать   Причин Бытия группируются по парам (4 - Рис.5):

  •    Тигр – Заяц;

  •    Дракон – Змея;

  •    Лошадь – Коза;

  •    Обезьяна – Петух;

  •    Собака – Кабан;

  •    Мышь – Бык.

 

   В группах по четыре принципа пары расположены другим образом (2 - рис.5):

           I группа                 

  •   Заяц – Петух

  •   Лошадь - Мышь

          

           II группа

  • Дракон – Собака

  • Коза – Бык

          

          III группа

  • Змея - Кабан

  • Обезьяна - Тигр

 

    Различные сочетания (сцепление причинно-следственной связи) в парах по кресту или по стихиям требуют от практикующего определенных усилий для преодоления подобного сцепления.

 

  Выявляются связи между Причинами Бытия в круге, расположенном на параллельных Планах Бытия (5 -  рис.5):

       Тигр      –  Дракон;

       Бык       –  Змея;

       Мышь    – Лошадь;

       Кабан   – Коза;

       Собака – Обезьяна;

       Заяц и Петух – связывают два противоположных полюса Мира.

   Прослеживается связь между Ниданами в четырех треугольниках: ( 6 - рис.5)

  1.  Заяц – Коза – Кабан;

  2.  Дракон – Обезьяна – Мышь;

  3.  Змея – Петух – Телец;

  4.  Лошадь - Собака – Тигр.

 

                                                                                                    Рис. 3.

     Вершина каждого треугольника дает выход на принципы трех крестов.

 

 Вся совокупность причинно-следственных связей представляет нам систему Калачакры, в которой последовательное разворачивание трех крестов дает ряд из 60-ти принципов, состоящих из 12 Нидан в пяти  элементах природы (рис. 4).

  Эти 60 принципов, являя аспекты времени, представлены в различных кругах:

 

               Секунды – 60                       «Недели» - 60

               Минуты – 60                          Года – 60

               Часы – 24                              Звездный год Платона

               Дни – 24                                432´60 = 25 920 лет

               Года – 60                              432 000 лет ´ 60 и т.д.

   Взаимодействие трех крестов, их последовательное вращение  складывает круг 60-ти принципов «Рабджун» или шестидесятилетний цикл, который, в свою очередь, отражается в построении циферблата часов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

                                                                         Рис. 4

  Разворачиваясь, Ниданы являются последовательно в Крестах своей первой, второй, третьей и четвертой точкой. Второй крест, а за ним третий крест причин, в свою очередь, являют эту же последовательность.

  Представленный таким образом круг принципов открывает нам завесу Тайны Времени (рис. 5).

                                                                    Рис.5.

 

           1 - пары противоположностей;
           2 - группы в крестах;
           3 - последовательность по кругу;
           4 - пары по стихиям;
           5 - пары по Планам Бытия:
           6 - группы по треугольникам.

 

   Крест Тигра рождает наше сознание для нового колеса воплощения, Крест Зайца учит изменяющемуся потоку жизни, Крест Дракона побуждает к обретению мудрости.

Исследуя Ниданы, Причины Бытия, находим, что основной для воплощенного сознания причиной является Джарамарана (Заяц). В системе Кала-Чакра «Заяц» представлен первым в ряду из 60 принципов.

Изменяемость Формы заставляет мыслящее существо, коим является человек, войти в поток времени и начать, фиксируя своим сознанием изменяемость Бытия, приобретать знания или факторы изменяемости, и, во-вторых, складывать представления о самом Бытие и возможных ошибках и достижениях человека, проходящего через этот поток жизни. Первая идея представлена Сансарой, вторая – Нирваной.

      Нирвана не как бездействие, а как полное слияние с вечно меняющимся потоком жизни и движением в нем со скоростью этого потока.

Обретение знаний устремляет сознание в двух направлениях: изучение феноменов Бытия через Нидану – Бхава  (Дракон), мудрость, и изучение причин Нуменов через Нидану Джати - (Тигр), рождение.

       Приходит время открытия тайн для нового колеса, новая эпоха на пороге, сознание современного человека должно быть готово для встречи нового потока энергии.

   Елена Петровна пишет: «Эта «Тайная Доктрина» содержит в себе альфу и омегу универсальной науки; в ней угол и краеугольный камень всей древней и современной науки; и только в этой «нефилософичной» доктрине остается  захороненным Абсолют в философии тайных проблем жизни и смерти».

(«Разоблаченная Изида» I т. С. 688, 689)

                    

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now