Вопросы  Теософии        

                    Февраль  2019 г. № 2

     Cодержание

  1.АУМ  В.А.Баканов

   В одном из храмов, путешествуя по Саянским горам, мы нашли мантру посвящённую Будде Шакьямуни, она так произносится:
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ
         «Благодарю тебя, о восседающий на лотосе нирваны! Проявивший Высочайшее сострадание – Достигший просветления (наивысшего наслаждения – познания) и дающий знание о трёх драгоценностях Всем живым существам, что устранили тьму невежества, страдания и запутанности».
 
    Из Теософского словаря читаем:
«Аум - священный слог, трехбуквенное единство, отсюда - троица в одном. Это мистический слог, самое священное из всех слов в Индии. Это есть «взывание, благословление, заверение и обещание». Это слово обычно ставится в начале священных писаний, и им начинаются молитвы. Это сложное слово из трех букв, А, У, М, которые, по народному верованию, символизируют три Веды, а также и трех богов - А (Агни), В (Варуну), М (Марутов) или Огонь, Воду и Воздух. В эзотерической философии это три священных огня или «тройной огонь» во Вселенной и Человеке… Оккультно, этот тройной огонь представляет собой также высший Тетрактис, т.к. он символизирован Агни и его превращением в своих трех сыновей, «…которые выпивают воду», т.е. уничтожают материальные желания».
   Из «Книги золотых правил» в «Голосе безмолвия», Елена Петровна Блаватская даёт такое примечание:
  Аум – священное слово Древнего Востока; «слог А есть правое крыло птицы Калахамса, У – ее левое крыло, М – ее хвост, а Ardhamatra называют ее головой». Так говорится в Надавинда Упанишаде «РигВеда». Калахамса, «Лебедь в Пространстве и Времени», символ Брахмы, символическая птица, роняющая яйцо в хаос – яйцо, превращающееся во Вселенную.
   «Говорит Великий Закон: «Чтобы познать мировое «Я», ты должен познать свое собственное «Я». Для этого должен ты отдать свое «Я» - Не «Я», свое Бытие – Небытие, и тогда только можешь ты почить между крылами Великой Птицы. Воистину, сладостно успокоиться в крылах Того, что не подлежит рождению и смерти, что есть АУМ на протяжении бесконечных веков».
В своих статьях об АУМе, из последнего издательства «Сфера», Е.П.Блаватская отмечает:
 
"ОМ",- произносит арийский адепт, сын пятой расы, начинающий и заканчивающий этим слогом своё приветствие человеческому существу, своё заклинание нечеловеческих присутствий и призывание их. Стр.29-(10)
"Ом мани, - шепчет туранский адепт, потомок четвертой расы и немного погодя добавляет: - Падме хум".
Эта известная мантра ошибочно переведена востоковедами как "О Сокровище в Лотосе". Ибо, хотя и буквально, Ом есть слог, посвященный Божеству, падме означает "в Лотосе", а мани - любой драгоценный камень, и всё же ни сами слова, ни их символика не переданы правильно.
В этой самой священной из всех восточных магических формул не только каждый слог имеет таинственную мощь производить определённый результат, но и вся мантра имеет семь различных значений и может дать семь отличных друг от друга следствий.
 
  Семь значений и семь следствий зависит от интонации, придаваемой всей формуле и каждому из её слогов; даже числовая величина букв добавляется или сокращается, в соответствии с тем или иным использованным ритмом. Стр.30.(10)
...мистическое изречение "Ом мани падме хум " - при правильном его понимании ... говорит о нерасторжимой связи между человеком и Вселенной, передаваемой семью различными способами и имеющей семь различных применений к стольким же планам мыслей и действия
С какой бы стороны ни рассматривали мы его, оно означает: "Я есмь то, что я есмь"; "Я в тебе и ты во мне". При таком единении и теснейшем союзе добрый и чистый человек становится богом. Сознательно или же бессознательно, он производит или невольно вызывает неизбежные следствия. В первом случае, если это посвящённый, - конечно, имеется в виду только адепт правого пути, - он может направить благодатный или защитный ток и тем самым облагодетельствовать и охранить отдельные личности, и даже целые народы., Во втором случае такой добрый человек - хотя он и ничуть не сознаёт того что делает, - становится щитом для всех, с кем он находится.
Формула "Ом мани падме хум" выбрана как иллюстрация ввиду своего почти безграничного могущества в устах адепта и вследствие своей потенциальности, когда её произносит любой человек. Но будьте осторожны все вы, читающие это не употребляйте сих слов в суе или в гневе, дабы не пасть вам первой жертвой или, что ещё хуже, не подвергнуть опасности любимых вами. Стр.31.(10)
 
   ...в Тибете изречение это является самой могущественной шестисложной мантрой, переданной, по преданию, народам Средней Азии Падмапани, тибетским Ченрези.
   Но кто есть Падмапани в действительности? Каждый из нас должен сам узнать его, когда будет к этому готов. Каждый из нас имеет внутри себя "Сокровище в Лотосе", назовём ли мы его Падмапани, Кришной, Буддой, Христом или же любым другим именем, которое мы можем дать нашему божественному Я. Экзотерическая же история такова.
   Говорят, в час сотворения человека верховный Будда, или Амитабха (Амитабха, это эманация второго Плана Мира Духа вне Форм)испустил розовый луч света из своего правого глаза. Луч издал звук и превратился в Падмапани Бодхисатву. Затем Божество эманировало из своего левого глаза голубой луч света, который, воплотившись в двух девственниц Долма, обрел силу просветлять умы живых существ. Амитабха назвал сие сочетание, тотчас обретшее пристанище в человеке, "Ом мани падме хум " ("Я есмь Сокровище в Лотосе, и в нём я пребуду"). Затем Падмапани, "тот, что в Лотосе", поклялся трудиться непрестанно, пока он не побудит человечество восчувствовать в себе его присутствие и не спасёт его тем самым от мук перевоплощения. Он поклялся , свершить сей чудный подвиг до конца кальпы, добавив, что в случае неудачи он хотел бы, чтобы голова его раскололась на мелкие несчётные кусочки. Кальпа завершилась, но человечество так и не восчувствовало его в своём холодном, злобном сердце. И тогда голова Падмапани раскололась, рассыпавшись на тысячу осколков. Движимое состраданием, Божество преобразило сии осколки в десять голов - три белые, остальные семь различных цветов. И стал человек с того дня совершенным числом, или Десятью. В этой аллегории сила звука, цвета и числа представлена столь хитроумно, чтобы скрыть истинное эзотерическое значение. Для профана она читается как одна из многих бессмысленных сказок о творении, но она преисполнена духовного и божественного, физического и магического смысла. От Амитабхи - не-цвета, или белой славы, рождаются семь дифференцированных цветов призмы. Каждый из них издаёт соответствующий звук, образуя семь нот музыкальной гаммы. Стр.32.(10)
 
   Для ученика, возжелавшего изучить эзотерические науки вместе с их двоякой целью: а) доказать, что человек по своей духовной и физической сущности тождествен Абсолютному Принципу и Богу в Природе и б) продемонстрировать наличие в нём той же потенциальной мощи, что существует в творческих силах Природы, - для такого ученика совершенное знание соответствий между цветом, звуком и числом является первой необходимостью.
...сакральная формула Дальнего Востока "Ом мани падме хум " лучше всего подходит для уяснения учеником этих соответственных качеств и функций. Стр.34.(10)
 
  В аллегории о Падмапани - Сокровище (или Духовное Эго) в Лотосе, или символе андрогинного человека, выделяются числа 3, 4, 7,10 как синтезирующие Единицу, человека. Продвижение ученика в оккультизме зависит именно от глубокого знания и понимания значения и мощи этих чисел в их различных и многообразных сочетаниях и взаимосоответствиях со звуком (или словом) и цветом, или скоростью движения. Ом есть "завеса". Изречение" Ом мани падме хум" состоит не из шести, а из семи слогов, поскольку первый слог является двояким при его правильном произношении и трояким по существу - А-УМ. Он представляет собой вечно сокрытую первичную триединую дифференциацию, не из, но в Едином Абсолюте и, следовательно, символизируется 4, или Тетрактисом, в метафизическом мире. Это есть Единица-луч, или Атман». Стр.36.(10) (Одна из мантр звучит как четыре буквы - А о УМ, один звук перетекает плавно в другой)
 
   "Аминь - производное от Аум. "Аминь" не является еврейским словом, но, как и Аллилуйя, заимствовано евреями и греками от халдеев. Слово "Аллилуйя" неоднократно повторяется в некоторых магических надписях на чашах и урнах, встречающихся среди вавилонских и ниневийских реликвий. Аминь не значит "да будет так" или "истинно", но в седой древности предпосылало почти тоже самое, что и Аум". Стр.52-3.(10)
 
 "Сочетание [вибраций цвета и звука] и приведение [их] в соответствие Макрокосма [тетраграмматон вписанный в круг] и микрокосмоса [пентаграмма в круге] дадут, если соединить их воедино [круг, в нём вписан тетраграмматон, в нём вписана пентаграмма], геометрический эквивалент мантры "Ом мани падме хум ». Стр.99. (10).
 
  "...эзотерически [изречение] "Ом мани падме хум " значит "о, мой бог внутри меня". Да, в каждом человеческом существе есть бог, ибо человек был и вновь станет богом". Стр.91.(10)
 
  "Прана, как сказано, не есть джива, предвечный источник жизни бессмертной; также она никоим образом не связана и с пранавой, как думают некоторые, ибо пранава является синонимом Аума в мистичском смысле". Стр.160.(10)
 
  "...божественные Эго, чтобы вновь стать Единой Сущностью или же быть заново вовлечёнными во вселенский Аум, должны очиститься в огне страданий и личного опыта..." Стр.185.(10)
 
   "...ужасной смерти можно избежать, если "знаешь тайное Имя, "Слово""
Что это за "Слово " (которое есть не "Слово", но Звук), все вы знаете. Мощь его кроется в ритме, или ударении. Это ... Означает, что даже порочный человек может, изучая сокровенную науку, быть, спасён и остановлен на пути к уничтожению. Но пока он не слился совершенно со своим высшим Эго, он, как попугай, может повторять его хоть десять тысяч раз на дню, но "Слово" не поможет ему. Напротив если он и его высшая Триада не вполне едины, то оно может произвести эффект, прямо противоположный благотворному, так как" братья тени" весьма часто пользуются им со злым умыслом; в каковом случае оно пробуждает и приводит в движение, лишь злобные, материальные элементы природы. Но если душа человека исполнена добра и искренне стремится к высшему Я - являющемуся сим "Аумом", - при посредстве своего высшего Эго, которое суть его третья буква (второй является Буддхи), то не существует такой атаки дракона Апопа (это материя), которую бы она ни отбила. " Стр.200-1.(10)
 
  "Если мы не стали "бессмертными во благе, отождествив себя с (нашим) богом", или Аумом, Атма-Буддхи-Манасом, мы, конечно же, не сделались и "бессмертными во зле", слившись с сатаной, низшим я." Стр.201.(10).
 
   Веками после начала нашей эры только Посвященные Высокой степени могли объяснить значение священного слова «Аум». В Индии, если брамин (Посвященный) передавал профану хотя бы малейшую крупицу из доверенных ему истин, - должен был умереть.
  Индусский философ Свами Вивекананда в своей книге «Бхакти-Йога» говорит: «Аум есть самое священное из всех священных слов, что этим словом создана Вселенная, и оно является матерью всех имен и форм. Имя или идея есть внутренняя сущность, а форма есть внешность. Объединяющий их символ есть Аум. Сначала он проявляется в виде мысли и слова, а потом речи и действия. Таким образом, Вселенная есть форма, за которой находится идея «Слово» или «Логос», поэтому Аум есть символ не только Вселенной и Творца ее, но является единственно возможным символом, обнимающим всю область всех возможных идей, и нет другого, ему подобного».
   «Аум есть стрела, и Брама есть цель для стрелы. В эту Цель старайся попасть ты», - говорится в одном индусском священном гимне. Христианское «Аминь» также произошло от Аум.
   В Учении Живой Этики сказано: Аум есть символ сочетания высших энергий, Аум есть молитва. Молитва может быть сравнима с магнитом. Действие молитвы напрягает сердце и притягивает из пространства лучшие мысли.
  Аум это древнее священное сочетание понятий, которое созвучно с музыкой сфер, которое приводит организм, произносящего эту молитву в гармоничное звучание с вибрациями Высшего Мира и способствует притоку в него Психической Энергии. В созвучии Аум - триединое сочетание высших понятий, в котором А есть Мысль-Основа, У есть Свет-Начало, М есть Тайна-Сокровенное. В этом сочетании тонкость вибраций, мудрость звучания и красота построения. Это сочетание лучших энергий, которое звучит для настроения Психической Энергии.
   «Психическая энергия есть великий Аум. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого, устремления к Свету во всех его проявлениях и будет именно развитием этой энергии». (Из писем Е.И. Рерих)
  Устремление к свету есть приобщение к Высшему миру, раскрытие в себе Высшего Сознания, развитие в себе, овладение и сознательное пользование этой огромной высшей силой для пользы эволюции и для блага всего человечества.
  В третьем томе «Тайной Доктрины» говорится, что Аум представляет собой навсегда сокрытую первичную триединую дифференциацию, не от, но в Едином Абсолюте, и поэтому символизируется числом четыре (или Тетрактисом) в метафизическом мире(мы уже говорили, что Крест в мире материальном, а Тетраксис – его отражение, в метафизическом мире). Это - луч - единица, Атман, высочайший Дух в человеке, которого в соединении с Будхи и Манасом называют верхней Триадой или Троицей. Если слово «Аум» произносится очень святым и чистым человеком, то оно вызовет к действию, или разбудит не только менее возвышенные Силы, пребывающие в планетарных пространствах и элементах, но даже его Высшее Я, или «Отца» внутри него. Будучи правильно произнесено средне-хорошим человеком, оно поможет ему нравственно усилиться, особенно, если он между «АУМмами» сосредоточенно медитирует об АУМе внутри себя, сосредоточив все свое внимание на неизреченном величии. Но горе тому человеку, который произнесет его после совершения какого-либо греха с далеко идущими последствиями: он этим только привлечет в свою нечистую фотосферу невидимые Присутствия и Силы, которые иначе не могли бы прорваться через Божественную Оболочку.
  Своим Ученикам Е.П. Блаватская рекомендует «практиковать» Аум добрыми деяниями, т.к. это не только звук уст, деяниями должны сказать ученики Аум. Когда этот слог произносится, поблизости не должно быть никого. Сперва Аум следует произносить на одной и той же высоте тона, которая должна быть найдена так же, как особый цвет Ученика, ибо каждый имеет свой собственный тон. Аум состоит из двух гласных и одной полугласной - последняя должна произноситься протяжно. Когда ученик приобретет опыт для собственной натуры, он сможет стать сотрудником природы и благодетельно воздействовать на других. Нужно пытаться получить ясное изображение геометрического треугольника на каждом плане, представление, которое постепенно становится все более метафизическим и заканчивается субъективным Треугольником - Атма, Будхи, Манас. Именно только познанием этого треугольника под всеми формами можно преуспеть.
   Замечено, что высшие энергии различно действуют на людей. Для правильного восприятия этих лучей нужно привести организм в гармоничное состояние.
   У Т.Субба Роу, известного философа-адвайтиста, в статье «Двенадцать знаков Зодиака» находим, что Аум соответствует созвездию Тельца. На Калачакре созвездие Тельца (следует рассмотреть развитие АУМа с точки зрения развёртывания знаков Зодиака).
  Если посмотрим Календарь Калачакру с созвездия «Овна» мы пойдём вниз по кругу до «Рыб», обозначая характеристику каждого знака Зодиака:
1. Овен - Само-сущий, вечный Брахма.
2. Телец - Пранава(АУМ).
3. Близнецы - Андрогинный Брахма, или двуполая сефира Адам Кадмон. Основание треугольника Мира Духа вне Форм.
4. Рак – Священный Тетраграмм – четыре матры четыре авастхи – четыре состояния Брахмы – Священная Тарака. План Прообразов.
5. Лев – Пять Брахм – пять Будд, в своей совокупности представляющих Дживатму. План Разума и Творчества (пятилетка с 2007 – 2011г.).
6. Дева – Астральный свет – Святая Дева – шесть сил в природе. Символ Тетраграмматона.
7. Весы – Тридцать шесть таттв рождённых авидьей (таттвы или силы природы, которые рождены Майей).
8. Скорпион – Вселенная в мысли – свапна авастха – микрокосм, рассматриваемый с субъективной точки зрения. Тончайшая материя с которой начинают создаваться формы.
9. Стрелец – Девять Праджапати – помощники Демиурга.
10.Козерог – Форма материальной вселенной в воображении Демиурга – двенадцатигранник- додекаэдрон.
11. Водолей – Четырнадцать лок. Вся совокупность потенциального сознания.
12. Рыбы – Пять элементов.
  Таким образом АУМ находится на втором плане Божественного Ума, ему предшествует некая сила (Само-сущий, вечный Брахма»-1), а всё остальное это дифференциация этой силы и превращение в различные элементы, Планы Бытия, знаки Зодиака и, в конце концов, в нашу судьбу.
   Мы видим, что эта формула проявляется через три знака Зодиака «три земли», это «Телец» - собственно АУМ, его эманация;
«Дева» - это трансформация этих сил для объективного существования, что и есть тетраграмматон, или наша Земля;
«Козерог» - Додекаэдрон -Земля будущего, но не только в смысле того, что мы через 2000 лет войдём в эту эпоху, но такой должна стать Земля в 6 расе, 6 подрасе (то есть выделить из себя истинный свой элемент огня…что произойдёт через несколько миллионов лет). Люди рождённые в созвездии «Козерог» несут эту информацию этого далёкого будущего человечеству.
В соответствии с Калачакрой мы можем увидеть проявление этих принципов в годах «Телец» (с 1992 – 1996 г., с Чёрной Обезьянки по Красную мышь), в неделях с 21 апреля по 20 мая, в сутках с 1-до 2 час, с 13 – 14 час. Соответственно Дева (с Чёрного дракона по Красную Обезьянку) и Козерог (с Чёрной Мыши по Красного Дракона). Мы не отделены от этой силы, в большей или в меньшей степени, так как проживаем во времени в круге жизни.
   Согласно буддийскому учению, шесть Авалокитешвара имеют символические цвета:
ОМ - белый
МА - зеленый
НИ - желтый
ПАД - голубой
ME - красный
ХУМ - синий.
    Эту формулу можно представить и Шестисложной:
ОМ - преобразует гордыню и самомнение
МА - ревность и зависть
НИ - привязанность и эгоистические желания
ПАД - неведение и запутанность
ME - жадность и алчность
ХУМ - ненависть и злость, (в этом исследовании мы определяем ХУМ как синий, но потом видим дифференциацию в пяти силах).
  Согласно буддийскому учению, шесть слогов мантры Аволокитешвары имеют символические цвета: ОМ – белый, МА – зелёный, НИ – жёлтый, ПАД – голубой, МЕ – красный, ХУМ – синий. Это как бы лучи мистического света, которые озаряют и очищают все Миры, подверженные страданиям и закону перевоплощения: миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и адских существ.
 
                     ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ
 
    Все эти силы преобразуют негативные феномены. Мы нашли отражение этой формулы в разных культурах, в том числе в «Троице» Андрея Рублёва, которая открыла нам постижение Тетраграмматона, как ключ к Калачакре. Где видим на вершине Белого треугольника, определяется:
  ОМ , направление пространства оранжевый цвет, с 1982 – 1991 года соответствует: «ОМ-преобразует гордыню и самомнение».
   Далее взгляд Ангела в сердце матери, где Мать – направление пространства жёлтого цвета(из оранжевого выделяется жёлтый цвет), эманация Отца в Сердце Матери, обозначается:
    МА, «МА - ревность и зависть».
Мать устремляет свой взгляд в Сердце Сына, направление пространства красного цвета(с чёрной обезьянки по белую змею) обозначает:
    НИ, «НИ - привязанность и эгоистические желания».
Сын смотрит в чашу, открывается пространство фиолетовый цвет :
    ПАД, «ПАД - неведение и запутанность»
    МЕ –направление пространства голубого цвета, «ME - жадность и алчность»
  ХУМ- направление пространства, вершина чёрного треугольника «ХУМ - ненависть и злость» (Дополнительно читайте статью «О «Троице» Андрея Рублёва»).
 
     Страна Блаженства и Потала
    Потала главным образом известна как дворец в Лхасе, который, до вторжения китайцев, служил резиденцией Далай Лам. Однако, Потала в Лхасе получила свое название от небесной Поталы, горы, на вершине которой пребывает Ченрезиг. Земная Потала – это отражение Божественной Поталы. Здание в Лхасе изначально было названо «Потала», потому что царь, Сонгцен Гампо, который распорядился о ее сооружении в 7 –ом веке, рассматривался в качестве эманации Ченрезинга, как и Далай Ламы позднее.
  Хотя дворец Ченрезига, как эманации, - это божественная Потала, он также пребывает в Стране Блаженства (Девачане). Он является преемником Амидабхи, когда Амитабха переходит в другие чистые страны. Поэтому, в конце медитации, молятся о перерождении в Стране Блаженства.
   Страна Блаженства и Потала находятся в разных местах. Страна Блаженства лежит на Западе, чрезвычайно далеко от нашего мира, между тем как Потала – на юге, и гораздо ближе. Именно оттуда, в частности, Ченрезиг наблюдает за Землей.
  Такие соображения содержательны исключительно в контексте буквального смысла. С точки зрения безусловного смысла, проявления будд и их чистых стран – «одно и того же вкуса» К ним нельзя применить понятия множественности или единственности.
  По правде, страны и чистые манифестации, такие как Страна Блаженства, являются ничем иным, как доподлинным сиянием ума будд. Проявившись, они не обладают объективной реальностью, с точки зрения пробуждения; они находятся вне представлений о субъекте и объекте. Это тип не двойственной видимости, которую называют «подлинным сиянием».
Мы не имеем способности видеть чистые страны. Обращая к ним ум. Однако, и молясь о перерождении там, мы создаем и очищаем тенденцию, которая, в соединении с силой пожеланий и милостью будд, позволяет нам действительноь получить новое рождение там после смерти.
   Переживание, которое там испытывают. Отличается как от того переживания, что имеется у нас сейчас, и переживания будды. Явления, что мы воспринимаем в чистой сфере не обладают той структурой явлений обычной материи; у них чистая природа. Все – прекрасно. Все звуки – гармоничны, любой запах – приятен, и так далее. Там отсутствуют тревожащие эмоции и страдание. И тем не менее мы остаемся в рамках отношений субъекта к объекту; мы не испытываем недвойственной чистоты. Чтобы обрести ее, нам надо продолжать получать Учения, медитировать и практиковать в чистой стране. Мы ушли от страданий состояния обыкновенного существа, но мы еще не достигли предельной не двойственности: реализации будды.
  В общем, чтобы переродиться в чистых странах, первое что необходимо, это обрести уровень первой ступени бодхисаттвы, весьма высокий уровень реализации. На этом уровне уже обладают видением предельной реальности. Чтобы родиться в Стране Блаженства, не обязательно достигать такого уровня. Можно переродиться и жить там не добившись первой ступени. Такое возможно благодаря особой силе сострадания и пожеланий Будды Амитабхи. Сказано. Что если устремленность, преданность и доверие очень велики, то даже человек. Совершивший множество негативных действий, может переродиться в Стране Блаженства. Это также такое место, где могут проявляться в конце своей жизни столь высокие существа, как например, Кхьюнгпо Налджор, основатель линии Шангпа. Чем бы ни была эта страна, она является состоянием, с которого нет возврата. Однажды переродившись там, больше невозможно снова упасть в мире САМСАРЫ.
   Мантра « ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ»
  Мантры – это звучание проявления, исходящего из пустоты. Они – подлинное звучание пустоты.
  С точки зрения абсолютной истины и самой пустоты, у мантры нет какого-либо существования. Нет не звука, ни мантры. Звуки и мантры, как и все прочие формы проявления, принадлежат относительной области, происходящей из пустоты. В области относительного, звуки, хотя и лишенные собственной сути, обладают силой обозначать, называть и действовать на ум. Когда к примеру, кто – нибудь говорит нам: «Ты замечательный человек», - или же, - «Ты неприятен», - слова «замечательный» или «неприятный» - не «вещи». Они – только звуки, и нет ни «замечательного», ни «неприятного» само по себе, они просто вызывают мысли, отвечающие «замечательному» и «неприятному», и проявляют эффект на ум. Сходно с этим и мантра на относительном уровне наделена непогрешимой силой действия.
  Мантры очень часто являются именами Будд, Бодхисатв или Божеств. Например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ – один из вариантов имени Ченрезига. С абсолютной точки зрения, у Ченрезига нет имени, но его обозначают именами в области относительного или буквального смысла. Эти имена являются вектором его сострадания, милости и силы пожеланий, которые он делает на благо существ. Таким образом, повторение его имени передает эти качества его ума. Здесь заключается объяснение благотворной силы его мантры. Являющейся также и его именем.
Как мы сами уподобляем себя собственному имени и становимся с ним одни, точно также, на относительном уровне, мантра – тождественна божеству. Они составляют единую реальность. Когда декламируют мантру, в этом нет ничего, кроме самого Божества. Декламируя мантру, прибегают к милости Божества, визуализируя божество, получают ту же без какой-либо разницы благосклонность Божества.
  У мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ иногда бывают загадочные или фантастические переводы. Как мы только что сказали, это – просто одно из имен Ченрезига, помещенное между священными и традиционными слогами , ОМ и ХУНГ.
-ОМ выражает тело всех Будд; этот слог – так же начало всех мантр;
-МАНИ на санскрите значит «драгоценность»;
-ПАДМЕ санскритское произношение или ПЕМЕ на тибетском значит «лотос»;
-ХУНГ выражает собой ум ВСЕХ БУДД и часто им заканчиваются мантры;
МАНИ подразумевает драгоценность, которую ЧЕНРЕЗИГ держит в двух центральных руках, а ПАДМЕ – лотос, который он держит во второй левой руке. Произнося МАНИ ПАДМЕ - мы называем Ченрезига через его атрибуты: «тот кто держит драгоценность и лотос». «Ченрезиг» или «Драгоценный Лотос» - два имени одного и того же божества.
  Когда мы декламируем мантру, мы по сути непрерывно повторяем имя Ченрезига. Само по себе это упражнение может выглядеть странным. Предположим, что есть человек по имени Сонам Тсерин, и мы беспрестанно повторяем его имя на манер мантры: Сонам Церин, Сонам Церин, Сонам Церин и так далее. Это покажется весьма странным и без сомнения бесполезным. Если, с другой стороны, декламация мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ и имеет значение то, потому что данная мантра насыщена милостью и силой ума Ченрезига, который сам собирает милость и сострадание всех будд и Бодхисаттв. С такой точки зрения, мантра наделена способностью очищать наш ум от завес, покрывающих его. Мантра открывает ум любви и сострадания и ведет его к пробуждению.
   Раз Божество и мантра – по сути одно, это значит, что можно декламировать мантру не обязательно делая при этом визуализацию. Проговаривание тем не менее сохраняет свою эффективность. Подлинные свойства каждого из шести слогов мантры объясняются многими соответствиями. Сперва давайте рассмотрим то, что каждый слог дает нам возможность закрыть дверь мучительного перерождения в одном из шести миров, составляющих циклическое существование:
-ОМ закрывает дверь перерождения в мире Богов (девов),
-МА , дверь к миру полубогов (асуров),
-НИ, дверь в человеческий мир,
-ПАД, дверь мира животных,
-МЕ, дверь мира голодных духов (прет),
-ХУНГ, дверь мира ада.
Каждый слог далее рассматривается обладающим действительным очищающим эффектом:
-ОМ очищает завесы тела,
-МА очищает завесы речи,
-НИ очищает завесы ума,
-ПАД очищает завесы тревожащих эмоций,
-МЕ очищает завесы скрытого обусловливания,
-ХУНГ очищает завесы, утаивающие знание.
Каждый слог- сам по себе молитва:
-ОМ молитва, адресованная к телу будд
-МА молитва, адресованная к речи будд
-НИ молитва, адресованная к уму будд
-ПАД молитва, адресованная к качествам будд
-МЕ молитва, адресованная к активности будд
-ХУНГ собирает милость тела, речи, ума, качеств и активности будд.
  Шесть слогов соответствуют шести парамитам, шести трансцендентальным совершенствам:
-ОМ соответствует щедрости,
-МА соответствует этике,
-НИ соответствует терпению,
-ПАД соответствует усердию,
-МЕ соответствует концентрации,
-ХУНГ соответствует мудрости.
  Шесть слогов также связаны с шестью буддами, возглавляющими шесть семейств будд:
-ОМ соответствует Ратнасамбхаве
-МА соответствует Амогхасиддхи
-НИ соответствует Ваджрадхаре,
-ПАД соответствует Вайрочане,
-МЕ соответствует Амитабхе
-ХУНГ соответствует Акшобхе.
    Наконец, их связывают с 6-ю мудростями:
-ОМ = мудрость безмятежности
-МА = мудрость активности
-НИ = мудрость рождения самой себя
-ПАД = мудрость Дхармадхату
-МЕ = Различающая мудрость
-ХУНГ = мудрость подобная зеркалу.
  В Тибете мантра Ченрезига проговаривается каждым. Ее популярность и простата вовсе не убавляют ее величия, но скорее предают ей еще большую ценность. Это выражено забавной поговоркой:
  В начале, не страдаешь от незнания её, Второе, не гордишься знанием её, Последнее, не боишься забыть её.
   Незнание логики, медицины, астрологии и прочих наук - болезненно, поскольку необходимо потратить большое количество энергии и усилий и значительно попотеть, чтобы выучить их. Достаточно, однако, несколько секунд, чтобы выучить мантру Ченрезига. Так что не приходится сталкиваться со страданием, переходя от незнания к знанию её. Вот почему: «В начале, не страдаешь от незнания её».
    Потратив многие годы на приобретение знания сложной науки и получив славу и общественное положение, рискуешь завязнуть в самодовольстве и поверить в свое превосходство над другими. Простота мантры Ченрезига снимает эту опасность. Потому: «Второе, не гордишься знанием ее».
  Последнее, если мы не поддерживаем знания, накопленные в медицине, астрологии или других науках, их можно мало - помалу лишиться. Но невозможно не помнить шесть слогов мантры: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. А значит: «Наконец, не боишься забыть её». (См. таблицу «Дхьяни – будды»).
   СИМВОЛИКА ДОЛГОГО ХУМ
  1. Круг с заостренным навершием (в виде пламени, теряющегося в Пространстве, символизирует Вайрочану, олицетворяющего Мудрость Дхамадхату.
  2. Полумесяц символизирует Акшобхью, олицетворяющего Зеркальную Мудрость.
  3. Верхняя часть символизирует Ратнасабхаву, олицетворяющего Мудрость Равенства.
  4. ХА (с предыханием) символизирует Амитабху, олицетворяющего Различающую Мудрость.
  5. Немая ХА вместе с обозначением гласной есть Амогхасиддхи, олицетворяющий Всесовершенную Мудрость.
  6. ХУМ (таким образом) является символом природы или сущности Пяти Орденов ( Будд Медитация).
(«ПУТЬ ПЯТИ МУДРОСТЕЙ». Символика долгого ХУМ.) Имеется тесная связь Пяти Мудростей с Пятью Дхиани Буддами олицетворяющими или проявляющими их качества.
ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ И МЕДИТАЦИЯ
  1. Почтение Ваджрасаттве! Аум! Свасти!
  2. Ум Будд Трех Времен (Прошлого, Настоящего и Будущего), ничто не упускающий, извечно незапятнанный, совершенный, не поддающийся концептуализации и определениям, воплощение Пяти Мудростей, пустой и сияющий, не знающий преград (то есть «пустой» в свете Учения о Пустоте(Шуньята), Предвечной Сущностью вещей, непознаваема человеческим умом), Восходит (или проявляется) в виде ХУМ как символа, четко обозначенного и отличающегося полнотой во всех его частях и функциях.
  3. Пять Ядов легко трансформируются в Пять Мудростей лучезарной природы («пять ядов невежества», трансмутируются в божественную Мудрость в её пятистороннем аспекте), с помощью этой Йоги (то есть Пути Соединения), Визуализации и Одухотворения (ХУМ),
10) И обретением таким путем Четырех Тел и Пяти Мудростей,
Да будет достигнута Ваджра Сердца в этой жизни.
(«Бессмертие Божественного ума Будд», это выражение «Ваджра Сердца» оккультное и имеет отношение к достижению Полного Просветления, или состоянию Будды)
          «ПУТЬ ПЯТИ МУДРОСТЕЙ».
        Предлагаем ещё одну из Мантр:
ОМ – Мы приглашаем Космическое Сознание,
САТ – существование, безличный аспект космического Сознания,
ЧИТ – Личность Космического сознания
АНАНДА – истинная природа Вселенной (блаженство,любовь),
ПАРАБРАХМА – Дух, который распространяется за пределы Вселенной,
ПУРУШОТАМА – величайший дух, существо, на много более высокое, чем человек.
ПАРАМАТМА – Антарьямин, живущий в каждом из нас, в каждом существе,
ШРИ БХАГАВАТИ – женский, материнский аспект Вселенной.
САМЕТА – Обычно подразумевается один аспект Вселенной, но здесь, в этой мантре сочетаются два аспекта – женский и мужской,
ШРИ БХАГАВА ТЕ – мужской аспект Вселенной
НАМАХА – такой пранам, поклон. Тем самым мы говорим: «Приди и спаси меня»
    Когда мы поём эту мантру, Вселенная приходит к вам на помощь:
«ОМ-САТ-ЧИТ АНАНДА ПАРАБРАХМА
ПУРУШОТАМА ПАРАМАТМА
ШРИ БХАГАВАТИ САМЕТА
ШРИ БХАГАВА ТЕ НАМАХА»
  Сознательно проживая это время, мы имеем возможность почувствовать прикосновение Великой Энергии. И не случайно в «Жемчужинах Востока» именно 28 апреля и 20 мая Е.П. Блаватская предлагает следующие высказывания:
  28 апреля «Каждый раз, когда верующий произносит слово «Аум», он возрождает свою связь с божественной потенциальностью, бережно хранимой в душе».
    20 мая «Слово, что запечатлено во всех Ведах, которое твердят все кающиеся, коего жаждут все послушники, - это слово я произнесу одним духом: «Аум».
  «Зародыш Просветления всегда и постоянно присутствует в мире. Как появлялись Будды в предыдущих мировых циклах (согласно всем школам Буддизма), так же возникнут Просветлённые и в нашем настоящем мировом цикле, так же будут возникать в будущих мировых циклах, всегда, когда будут адекватные условия для органической и сознательной жизни*».
Завершаю такой мантрой:
   Владыки Шамбалы через великий призыв «Калагия» возвестят с горы Меру о Калачакре, и мощью своей Идам Калачакры воздвигнет Мандалу и Чортен, украшенный Намчу-вангданом, увенчанным тремя Драгоценностями во славу Майтрейи!
   Слог АУМ, имеет Мощный блок Зарождения СИЛЫ на Божественном плане, которые распространяют эту мощь на другие планы - планы Природы, такие сооружения , как Кайлаш(гора Кайлас). Видим людей устремлённых к познанию этих явлений(совершающих «Кору») вокруг горы. Кто строил великую Поталу, этот дворец? Представьте с 7 по 17 век! Монахи, которые медитируют постоянно, тем самым являясь проводниками этой Силы…миряне и, наконец, любой человек желающий добра и созидания…Теософское движение, теософская Мысль – всё это движется СИЛОЙ ФОХАТа.
 
                                              ФОХАТ

Стр.341.(9)*
«ФОХАТ- родовое наименование, используемое в различных значениях. Оно есть свет всех трех Логосов – персонифицированных символов трёх духовных стадий эволюции. Фохат есть совокупность всех духовных творческих идеаций наверху и всех электро-динамических и творческих сил внизу – на Небесах и на Земле.»
« …Индивидуализация Космических Сил ….является Фохат, ибо Фохат – это синтез Семи Творческих лучей, или Дхиан Коганов, исходящих из Третьего Логоса.»
Стр.367.(9)
«В Китае слово Pho или Фо обозначает « животную душу»,…Или дыхание жизни.» «Если Сат – это потенциальность Бытия, то Pho – это действенная сила Бытия. »
Стр.366.(9) цитата из стр.106 (1-1)
«Но когда час пробил, и ( Матрипадма –Матерь-Логос) становится восприимчивой к фохатическим отпечаткам Божественной Мысли и ее Сердце раскрывается.»
«Фохат, как отдельная сила или сущность – продукт более позднего развития…. «фохатический» употреблен в более широком смысле. Фохат .....происходит от фохатического атрибута Логоса. Фохат есть Шакти, или сила божественного разума; и Брахма, и Фохат – аспекты божественного разума.»
Стр.367.(9)
«Фохат имеет отношение к Махату.»
Стр.374.(9)
«Когда пробьет час проявления Третьего Логоса, тогда из латентной потенциальности излучается более низкая область дифференцированного сознания, которая есть Махат, или же целая совокупность тех Дхиан Коганов разумно-чувствующей жизни, представителем которых на объективном плане является Фохат, а на субъективном – Манасапутры.» (В числе которых Ману Семи Кругов)
Стр.398.(9)
«…Фохат, первичная причина этой силы (электричества) в миллионах ее аспектов и как совокупность вселенского космического электричества, есть «сущность».»
« Сыны Фохата» -это Различные Силы, имеющие фохатическую или космо-электрическую жизнь… Например, потрите янтарь – Фохатическую Сущность – и он даст рождение «Сыну», который будет притягивать соломинки.. тем самым проявляет жизнь.»
Стр. 399. (9)
«Электричество – это действие Фохата, но… Фохат не является электричеством… Соединение молекул в новые формы, появление новых корреляций и нарушение молекулярного равновесия, в целом, является действием Фохата.»
Стр.400.(9)
« Мысль об Узлах Фохата. Это и есть Фохат, «завязывающий узел» и, в некотором смысле, «мировое вещество». (Так создаются кристаллы будущих миров).
Стр.412.(9) цит. Стр.133.(1-1)
« Фохат, собрав несколько сгустков космической материи (туманности), придав ему импульс, приведет его (небесное тело) снова в движение и , развив некоторую теплоту, предоставит ему следовать его новому росту».
Стр.413.(9)
« стало быть Фохат рассматривается как синтетическая движущая сила всех скованных жизненных сил и как посредник между абсолютной и обусловленной Силой.»
Стр. 414.(9)
«Фохат есть проводник закона, представитель Манасапутр, чья совокупность есть вечный разум.»
Стр. 415(9)
«…Подобно «Спящей Красавице»,…(которую) Фохат, «Прекрасный Принц», разбудит своим поцелуем.»
Так создаются Миры. Фохат показывает ту Силу, которую являет этот Великий АУМ на разных планах бытия.
Примечание:
Лекция прочитана В.А.Бакановым в феврале 2007 года в областной библиотеке г.Кемерово.
 
*Лама Анагарика Говинда в труде «Основы Тибетского Мистицизма», стр.104.
Стр.341.(9)* - высказывания Е.П.Б. о Фохате , подборку сделал В.А.Баканов из её статей.
  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now