Вопросы  Теософии        

                        Июль  2018 г. № 7

     Cодержание

1. В поисках Истины и Учителя  Морозовская Л.М.

2. Единение через познание теософии  Блау Г.В.  

Морозовская Л.М.
Член Межрегионального союза теософов "Русское Теософское Общество

В поисках Истины и Учителя

  Сто лет назад ведущая нью-йоркская газета «Сан» писала о Елене Петровне Блаватской: 

  «Женщина, которая так или иначе заставляла окружающих — сначала в маленьком мирке своего детства, а потом по обе стороны земного шара — говорить о ней и спорить, защищать или осуждать её характер и побуждения, биться за её дело или яростно противостоять ему; смерть которой вызвала такой шквал телеграмм между двумя континентами, словно почил какой-нибудь император, — такая женщина должна быть и вправду личностью выдающейся».

  Полвека спустя крупнейший русский деятель культуры Николай Рерих писал Борису Цыркову, редактору Собрания сочинений Елены Петровны Блаватской, трудившемуся в Теософском обществе в Пойнт-Ломе, Калифорния:

  «Чрезвычайно приятно видеть, что... имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположенницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища...  Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси»

 Она была учёным, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем, и прежде всего — неутомимой воительницей света... Следуя зову истины и идеалам всеобщего братства, Е.П. Блаватская нажила себе немало врагов и недоброжелателей. Пожалуй, никому в девятнадцатом веке не удалось столь изрядно пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли её именно в том, против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором Гаргантюа.

   Она первая в мире сделала попытку объединить на основе Древнего Сокровенного Знания все мировые религии. Её девизом жизни были слова — «Нет религии выше Истины».

    Е.И.Рерих называла Елену Петровну «нашей национальной гордостью».

  Елена Петровна Блаватская принесла миру идеи теософии, которые должна были продвинуть сознание человечества. Именно Елена Петровна Блаватская была выбрана для этой титанической работы.

Махатмы писали: "...Е.П.Б... обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями. ...Не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой работы."

  1870-е годы для Елены Петровны Блаватской были «началом её общественной деятельности» в Америке. В письме к одному из своих современников она так обозначила цель своего приезда в Америку: «Я послана сюда, в эту страну, моей Ложей, дабы сказать правду о современном спиритуализме, и мой самый святой долг — раскрывать то, что есть на самом деле, и разоблачать то, чего нет. …Возможно, я приехала сюда на сотню лет раньше, чем нужно. Боюсь, что это так, учитывая современное состояние умов... С каждым днём людей всё больше волнуют деньги и всё меньше правда».

    Когда Е.П.Б. впервые встретила своего учителя в Лондоне в 1851 году, он сказал, что ему потребуется её участие в работе, которую он собирается предпринять, и, чтобы подготовиться к этой работе, ей придется три года провести в Тибете. Е.П.Б. никогда открыто не говорила о том, что бывала в Лхасе, запретной для европейцев столице Тибета. Е.П.Б. провела в Тибете почти три года. Можно ли представить, чтобы она не побывала в Лхасе, этой Мекке буддийского мира? Учителя легко могли загримировать её под паломника, и азиатские черты её лица не привлекли бы особого внимания. Но предав огласке своё пребывание в Лхасе, она подвела бы своих Покровителей. В последний период своего пребывания в Тибете Е.П.Б., вероятно, посетила район Каракорума, лежащий к западу от Шигадзе и Лхасы. По сведениям Веры, она гостила у Махатмы К. X., . В одном из писем к Синнетту Е.П.Б. в общих чертах рассказывает, как проходило её ученичество в доме у К. X Она написала это письмо после яркого сновидения, которое воскресило в её памяти мельчайшие детали дней, проведённых в тех местах. Большую часть времени у неё занимало изучение двух языков. Первый — сензар, о котором она говорит, что это "тайный жреческий язык, или "тайная речь" посвященных Адептов, по всему миру" [По-видимому, именно на этом языке написаны строфы, послужившие основой для Тайной Доктрины и Голоса Молчания. Вторым языком был английский. ". Чтобы донести до мира теософские взгляды, она должна была суметь передать тонкости эзотерической философии и метафизики на языке Запада, плохо приспособленном для выражения подобных идей. Изо дня в день она занималась тем, что переводила с сензара на английский. Учитель К. X., владевший обоими языками, поправлял её.

   Р.Скиннеру она писала: «Вас мучает мысль, что я лгу насчёт Учителей, но скажите, почему? Разве это ложь — сказать о живых людях, что они существуют? И зачем мне было их выдумывать и держаться за эту "выдумку", если вот уже 12 лет, и три последних года в особенности, из меня делают мученицу за то, что я говорила правду? Глубокоуважаемый сэр, ни одна женщина, равно как и мужчина, будучи в здравом уме, не сойдут добровольно в тот ад, в котором оказалась и остаюсь я, вызвав на себя огонь спиритуалистов, христиан, материалистов, учёных и всех остальных, вкупе с двумя третями наших теософов, — но я связана своей клятвой и обетами. Я потеряла друзей, родину, деньги и здоровье для того лишь, чтобы стать удобрением на полях теософии будущего».

   После того как Е.П.Б. покинула Тибет она совершила путешествие по Ближнему Востоку. Сама Е.П.Б. упоминает о поездке на Кипр и в Грецию, где встретилась с Учителем Илларионом.

   «Мир ещё не готов к пониманию философии оккультной науки — пусть люди сначала свыкнутся с мыслью о существах невидимого мира, будь то "духи" умерших или элементалы; и с тем, что в человеке есть скрытые силы, способные сделать его Богом на земле. Когда меня не станет, люди, возможно, оценят мои бескорыстные побуждения. Я дала слово помогать, пока жива, тем, кто идёт по пути к Истине, и — сдержу своё слово. Пусть меня ругают и поносят. Пусть одни называют МЕДИУМОМ и спиритуалисткой, а другие — обманщицей. Придёт день, когда потомки сумеют понять меня лучше. О, бедный, глупый, легковерный, испорченный мир! М.'. велит мне основать Общество — тайное общество наподобие Ложи розенкрейцеров. Он обещает помочь. Е.П.Б.»

    Запись эта сделана незадолго до сентября 1875 года, когда впервые было объявлено о создании Теософского общества"

 Коммюнике называет Блаватскую соосновательницей Теософского общества, созданного в Нью-Йорке в 1875 году. Е.П.Б. прибыла в Соединённые Штаты в 1873 году и спустя пять лет получила гражданство. Другими двумя основателями Общества были полковник Генри Стил Олкотт, который стал президентом ТО, и Уильям Куон Джадж. В молодости Олкотт добился успеха на агрономическом поприще. Во время Гражданской войны он был на военной службе, а потом входил в комиссию из трёх человек, назначенную правительством для расследования убийства президента Линкольна. Позже он стал адвокатом. Джадж, молодой американец ирландского происхождения, юрист, впоследствии сыграл выдающуюся роль в Теософском движении, и особенно в Америке. 74 Именно благодаря Джаджу Теософское движение в Америке в дальнейшем приобрело такой широкий размах. В Альбоме Е.П.Б. имеется следующая запись, датированная июлем 1875 года:

   «Из Индии получено указание основать философско-религиозное общество и найти для него название — также избрать Олкотта в председатели, Е.П.Б. согласилась стать секретарём — корреспондентом, а Джадж — юридическим консультантом, Содеран — библиотекарем

. Всё указывает на то, что это движение было заранее запланировано наблюдающими Мудрецами, но все детали нам предлагалось разработать самим».

  В поисках названия Содеран наткнулся в словаре на слово Теософия, и оно было единодушно принято. Это слово имеет многовековую историю и восходит к неоплатоникам. Позже им пользовались христианские мистики. Оно состоит из двух греческих слов, теос-"бог" и софия-"мудрость", и означает, таким образом, мудрость, подобную божественной, или, по определению Е.П.Б., "Божественную Мудрость, такую, какой обладают боги". Вопрос «что есть теософия?» вставал на протяжении всей истории Теософского общества, со дня его возникновения. Уильям Джадж писал:

  «Сила теософии заключается в том, что она не поддаётся определению. Это значит, что в процессе медленного продвижения эволюции открываются всё новые истины и всё новые аспекты старых истин, что служит защитой от любых догм или "окончательных определений"   Суть теософии — достижение в человеке совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам, и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе.

  Позже, в 1880 году Учитель К.Х. писал: «Старшие Махатмы желают, чтобы было положено начало "Братству Человечества", истинному "Мировому Братству", которое должно быть проявлено по всему миру и привлечь внимание высочайших умов».

   Одной из важных сторон их деятельности сделалось отныне издание ежемесячного журнала Теософ, редактором которого стала Е.П.Б... Журнал расходился по свету, привлекая всё новых читателей на Западе, никогда прежде не слыхавших о теософии. Первые два тома Теософа переизданы в начале 1980-х годов

Решением практических вопросов, связанных с изданием журнала, занялся Дамодар      Маваланкар, совсем недавно вступивший в ТО... Дамодар регулярно писал статьи для Теософа. Он первым ввёл в теософский лексикон слово махатма применительно к гималайским адептам.

  В другом месте Е.П.Б. отмечает, что "имеется одно заметное различие между христианскими церквами и нашим обществом. Христианином именуется любой крещёный ребёнок или взрослый; мы же всегда проводили чёткую и широкую разделительную черту между теософом и просто членом ТО. Теософ для нас тот, кто делает теософию в своей жизни живой силой". Перефразируя поговорку "судят не по словам, а по делам", она замечает: "Теософ тот, кто теософ на деле". Мы — друзья всех, кто борется против пьянства, жестокого обращения с животными, против несправедливого отношения к женщинам, коррупции в обществе или правительстве, хотя в политику мы не вмешиваемся. Мы — друзья тех, кто практикует милосердие, кто пытается хоть немного облегчить страдания бедняков.

   Письмо к Вере: ... Что же касается моего противу-христианства — ты его знаешь. Я враг католических и протестантских церковных излишеств; идеал же Христа распятого светлеет для меня с каждым днём яснее и чище (курсив наш — С. К.), а против православной христианской церкви, — пусть повесят меня — не пойду! Так мне Россия дорога, так наболело у меня сердце за родину, за всё своё, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за неё»

   В годы, предшествовавшие основанию Теософского общества, мы застаём Е.П.Б. в роли сотрудницы и защитницы спиритуалистов. Это несколько озадачивает, если принять во внимание её действительное к ним отношение и понимание опасных сторон их практики. Но, возможно, она просто рассчитывала по-дружески отвлечь спиритуалистов от подобных занятий и пробудить у наиболее подготовленных из них интерес к той здравой философии, которая объясняет не только феномены, но и разнообразные тайны окружающего нас мира.

 

   Путь Теософского Общества не был усыпан розами. Повсюду их сопровождали клевета, злословие и предательство.

Спустя 12 лет Елена Петровна в одном из писем сестре, В.П. Желиховской, напишет:   "Для меня, как и для любого из нас, феноменальное рождение нашего Общества (по моей инициативе), его ежедневный и ежечасный рост, его несокрушимость под ударами врагов со всех сторон — нерешённая загадка.

У меня нет этому логического объяснения, но я вижу, я знаю, что Теософскому обществу предопределено свыше обрести всемирное значение. Оно станет одним из событий мирового масштаба!"

 

  В 1890 году в статье для американского журнала «Норт американ ревью» Е.П. Блаватская пишет: "Теософское движение было потребностью эпохи. Оно развивалось естественно, опираясь на заложенный в нём самом потенциал, а не на какие-либо внешние воздействия.  Единственная его миссия — «вновь зажечь факел истины, столь надолго погасший для всех, кроме очень немногих, и сохранять сию истину живою посредством создания братского союза человечества — единственной почвы, на которой может вырасти доброе семя."

   Постепенно были сформулированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются как вполне естественные, но в викторианскую эпоху это было нечто неслыханное. Их три:

1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;

2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;

3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

 Сегодня теософские общества и ассоциации, придерживающиеся этих целей, существуют более чем в шестидесяти странах мира

Исследователь истории теософии Майкл Гоумс замечает по этому поводу:

  «Госпожа Блаватская была и остаётся непревзойдённым летописцем Теософского общества. Архив в Адьяре содержит двадцать больших альбомов с вырезками из периодических изданий с 1874 по 1884 год, собранных, вне всякого сомнения, самой Е.П.Б. Первые семь томов, содержащие более тысячи статей и упоминаний о нью-йоркских теософах, изобилуют её примечаниями, и тома эти тематические, с такими, к примеру, названиями, как "История Теософского общества до и после его возникновения"»

    1876 год. Влияние Теософского Общества растет.

  Открываются филиалы в Лондоне и на Корфу, налаживаются связи с теми, кто проявлял интерес к теософии в Индии и на Цейлоне. Дом Блаватской Е.П. в Нью-Йорке стал штаб-квартирой, где собирались люди, интересующиеся непознанными законами природы. В её доме можно было встретить "католических священников, артисток, военных врачей, торговцев, чужеземных графинь, художников, медиков и изредка азиатов. Именно в этой квартире, в большой зале, писалась и была закончена Разоблаченная Исида.

  Один нью-йоркский репортер окрестил ее жилище «Ламасери» — ламаистский монастырь. Завязываются заочные отношения с несколькими индусскими пандитами.

   В 1878 году Е.П.Блаватская вместе с полковником Олькоттом отплывает из Нью-Йорка в   Бомбей, будучи убежденной, что лучшей почвой для возрождения древневосточной мудрости может быть только Индия.

   Прошло пять с половиной лет с того дня, как Блаватская, никому неизвестная русская эмигрантка, ступила на этот берег. Теперь она уезжала, чтобы больше уже не возвращаться. Кажется почти невероятным, что за такой короткий отрезок времени можно было успеть столько сделать

 

     В 1880 году, после настойчивых приглашений буддистов посетить Цейлон, Елена

Петровна прибывает туда вместе с Олькоттом в мае и проводит на острове три месяца. Тогда же на Цейлоне было основано несколько филиалов Теософского общества.

  В 1882 году, Елена Петровна получает приглашение от махараджи (махараджи – индийский князь; высший титул из доступных индийцу), посетить его. Во дворце махараджи в тот же вечер было учреждено Бенгальское Теософское Общество.

  19 апреля Блаватская и Олькотт отплыли в Мадрас, где было основано Мадрасское Теософское Общество. Тогда же встал вопрос о переносе штаб-квартиры из Бомбея в Мадрас. 17 ноября – ровно через семь лет после основания ТО в Нью-Йорке было приобретено поместье в Адьяре, пригороде Мадраса.    Е.П.Б.  упоминает об этом в статье "Последние достижения теософии" (1890):

  «Адьярская библиотека 102, основанная стараниями нашего президента полковника Г.С.Олкотта, — венец и гордость Теософского общества. Созданная всего три года назад, она уже имеет бесценное и огромное — в 3046 томов — собрание восточных трудов, а также более 2000 книг на европейских языках и ряд редких манускриптов на пальмовых листьях»

   В наши дни Адьярское ТО более всего известно именно своей библиотекой. Почти век спустя, как утверждает профессор Харолд Кауард, заведующий кафедрой религиоведения университета Калгари в Канаде, она превратилась в "огромное, хорошо систематизированное собрание, включающее около 17 300 рукописей и 160 000 книг", а известнейший специалист по санскриту из Гарварда Дэниел Инголлс называет эту библиотеку "одним из главных мировых хранилищ санскритских рукописей". Целью Олкотта было "возрождение исконных индуистских и буддийских традиций в Индии и на Цейлоне... Поэтому столь большое значение придавалось буддийским и индуистским текстам в то время, когда индийское национальное наследие отступало под натиском британской культуры"

    Практически весь 1883 год Е.П.Б. провела в штаб-квартире. Теперь она могла уделять Теософу больше времени, и написанное ею за этот год занимает семьсот страниц в её Собрании сочинений. Круг затрагиваемых ею вопросов отражается в названиях статей: "Религия будущего", "Пугало науки", "Пантеизм и мораль", "Сила целительства", "Карма", "Чела и мирские чела", "Трансмиграция атомов жизни", "Семеричный принцип в эзотеризме", "Зороастризм в свете оккультной философии", "Проекция двойника", "Основы религии", "Священное древо Кумбум", "Разумное обоснование поста", "Душа вещей" и др. В статье "Семеричный принцип в эзотеризме" рассматривается семеричность человека и космоса — одна из основополагающих доктрин теософии. Применительно к человеческим существам это именуется семью принципами.

В 1884 году Е.П.Б писала :"Я сложила с себя обязанности секретаря-корреспондента Общества: я публично заявила о своём выходе из него; ибо я считаю, что пока я состою в Обществе — и тем более во главе его, — я буду постоянной мишенью, и от этого пострадает Общество... Моё сердце — если от него ещё что-то осталось — разбито этим шагом. Но мне пришлось пожертвовать собой ради блага Общества. Дело выше отдельных людей и личностей».

    До февраля 1884 года ее постоянным местом жительства становится Адьяр. В этот же год по состоянию здоровья она покидает Индию. С этого времени начинается жестокая травля Е.П.Б. четой Куломбов.

  «Она, Эмма Куломб, начала строить планы предательства ещё в 1880 году, с первого же дня, как только очутилась со своим мужем в Бомбее [в штаб-квартире ТО]. Босые, без гроша за душой, они едва не умирали от голода. Она пригрозила, что продаст мои секреты преп. Боуэну из "Бомбей гардиан" в июле 1880 года — и действительно продала их преп. Паттерсону [из "Кристиан колледж мэгазин"] в мае 1885-го... Но мне ли жаловаться? Разве Учитель не предоставил мне право выбора: следовать заповедям Владыки Будды, который велит нам накормить даже змею, умирающую от голода, презрев страх, что она может укусить кормящую её руку, — или же принять карму, которая неизменно карает того, кто отворачивается при виде греха и нищеты и не озаботится помочь грешнику или страдальцу»

  «Либо обвинение в шпионаже будет официально, юридически опровергнуто — либо мне придется закончить дела и со всем распрощаться... Я не могу больше выносить этого, м-р Синнетт, всему есть предел, и моя натруженная спина отказывается взваливать на себя новый груз. Вы-то знаете, что для меня шпион в тысячу раз хуже вора... [Это обвинение] навсегда изгоняет меня из Индии... оно компрометирует всех индусов — всех самых близких и самых мне преданных».

    Она вынуждена вернуться в Индию, чтобы подать в суд на клеветников и составителей подложных писем». Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

 

   Позднее она поведала ближайшим друзьям, что к ней пришёл Учитель и предложил выбор: с миром умереть сейчас, и на этом её мученичество окончится, или жить ещё несколько лет ради написания «Тайной Доктрины».

 

    31 марта 1885 г. тяжело больная Е.П.Блаватская навсегда покидает Индию.

Блаватская вернулась в Европу и целиком отдалась поставленной перед ней задаче – написанию «Тайной Доктрины». «Она была уверена, что человечество подошло к нравственному кризису, что всё усиливавшийся материализм мог закристаллизовать сознание в такой степени, что возврат к духовности становился бы всё труднее и труднее. Нужно было помочь ему, пробить окно в духовный мир, раскрыть перед людьми невидимые для них дали».

 

 Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но, несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

    В это время английский отдел Теософского Общества был уже вполне сформирован, и по четвергам собиралась первая Теософская Ложа. На этих вечерних собраниях всегда присутствовала Елена Петровна, давая ответы на многочисленные вопросы, с которыми обращались к ней члены ложи.

 Новая теософская ложа была основана через три недели после прибытия Е.П.Блаватской в Лондон. Последователи её философии объединились и создали известную впоследствии «Ложу Блаватской».

 

   25 мая было решено приступить к выпуску журнала «Люцифер» (Носитель Света) и основать своё издательство. Главный редактор журнала стала Елена Петровна Блаватская.

   В статье "Три наши цели", которая появилась в сентябрьском номере журнала Люцифер за 1889 год, Е.П.Б. подводит итог десятилетней работы теософов в Индии:

 «Когда мы прибыли в Индию, в феврале 1879 года, между народами и сектами Индостана не было согласия, никто не осознавал общности интересов, не стремился найти хоть что-то, что объединяло бы разные секты древнего индуизма или индуизм и ислам, джайнизм, буддизм и зороастризм... Прошло десять лет, и что мы видим теперь?.. Сто двадцать пять филиалов нашего Общества в одной только Индии, и в каждом из них нашла воплощение наша идея братства, каждый стал центром религиозного и общественного единения.»

 

  1 ноября 1888 года вышел в свет первый том «Тайной Доктрины». Первое издание первого тома разошлось мгновенно, и потребовался дополнительный тираж.

28 декабря выходит в свет второй том «Тайной Доктрины», и создается эзотерическая секция Теософского общества.

   Сама Е.П.Б. не согласилась бы с выражением «своё учение», потому что никогда не считала его своим. Она утверждала, что учение это исходит от учителей, которых она встретила во время своих странствий по Востоку. Она называет их адептами, Учителями мудрости, Братьями, Махатмами (великими душами). Где бы они ни жили, на Востоке или на Западе, их труды и прозрения имеют общемировую значимость. Блаватская первой открыто заговорила на Западе об этих более продвинутых представителях рода человеческого как о естественном следствии эволюции и закона перевоплощения. Согласно теософии, они появлялись на протяжении всей истории как великие учителя и спасители человечества: Будда, Кришна, Зороастр, Моисей, Авраам, Иисус. В первой своей книге «Разоблаченная Исида» Е.П.Б. говорит об Иисусе Христе, что он был «одной из величайших и наиболее ярких фигур в панораме истории человечества», которая «не только не померкнет, но с каждым веком будет вырисовываться всё отчётливее и ярче»    

 Что касается материалов для Исиды, которых нельзя было найти в доступных литературных источниках, то, по словам Олкотта, она черпала их из астрального света и от Учителей — Братьев, Адептов, с помощью своих чувств души. Смысл ее названия следует искать в известной надписи на древней статуе Исиды: "Я — всё, что было, есть и будет, и мой покров не поднимал ни один из смертных.

  К какой области отнести знания мудреца, или учителя? К религии, науке или философии? Если воспользоваться подзаголовком к «Тайной Доктрине», главному труду Е.П.Б., то можно назвать это «синтезом науки, религии и философии». «Я каждый день вижу этого индуса так же, как любого из живых людей, с тем только отличием, что он кажется мне более эфирным и более прозрачным. До сих пор я никому не говорила об этом, считая эти видения галлюцинациями. Но теперь другие их видят тоже. Он (индус) появляется и наставляет нас, как нам действовать и что писать. Он явно знает всё, что происходит, даже мысли других людей, и передаёт через меня свои знания. Иногда мне кажется, что он поглощает меня целиком, просто входит в меня, как некое летучее вещество, проникая в мои поры и растворяясь во мне. Тогда мы с ним можем разговаривать с другими людьми, и тогда я начинаю понимать и вспоминать науки и языки — всё, чему он учит меня, даже когда он уже не присутствует во мне»

 

   В этот роковой для Блаватской и Теософского Общества момент Елену Петровну начали предавать те, кого она считала своими друзьями и сотрудниками. 19 августа 1885 года она пишет А.П. Синнетту: «Уверяю Вас, я страдаю больше от теософских предателей, нежели от Куломбов, Паттерсона или даже Общества психических исследований.

    Больше всего она страдала из-за того, что Имена Учителей подвергались поруганию.

«Меня не волнует моя репутация, я беспокоилась о деле и Учителях». (Блаватская Е.П. «Письма А.П. Синнетту»)

   Если уж все эти заговоры и нападки не нанесли Обществу серьёзного урона и не подорвали его рост, то ему уже ничего не страшно. Мы можем с благодарностью повторить христианскую мудрость, слегка перефразировав её применительно к нашему движению: "Кровь мучеников есть семя теософии". Наше Общество потрудилось на славу, добрые зёрна ярко выделяются даже в кучах мякины, и ничто не помешает им стать надёжным основанием для храма истины — как в ближайшем, так и в отдалённом будущем»

 

   "Я нищая в полном смысле этого слова — и горжусь этим: я странница на этой Земле без крова и дома и без какой бы то ни было надежды вернуться в Индию, и я чувствую себя готовой даже на эту жертву при условии, что смогу принести пользу нашему Обществу своими физическими и душевными страданиями».

   "Говорю всем вам, и каждому из моих друзей и единомышленников, своё любящее "прощай". Если случится так, что это будет моим последним словом, я заклинаю вас всех, во имя блага человечества и ради вашей собственной кармы, хранить верность Обществу и не позволить врагу разрушить его. Братски и навек ваша — в жизни и смерти."

   Судье Кхандалавала она писала: "Мне осталось жить не слишком много, и за эти три года я научилась терпению. Со здоровьем получше, но вообще-то оно вконец подорвано. Мне хорошо, только когда я сижу и пишу; не могу ни ходить, ни стоять больше минуты". У неё была хроническая болезнь почек, поэтому ноги сильно отекали. Кроме того, колени были поражены артритом, так что каждый шаг причинял нестерпимую боль.

 

   8 мая 1891 года, когда Е.П.Блаватская, как обычно, работала в своём кабинете, её Дух навсегда покинул её физическое тело. Она ушла тихо и незаметно. Стоявшие рядом с ней её близкие сотрудники даже не заметили её последнего вздоха. Тело Е.П.Б. было кремировано. Позднее, одна треть праха была передана в Адьяр, другая — в европейскую штаб-квартиру Теософского Общества в Лондоне, а третья — в американскую штаб-квартиру Теософского Общества в Нью-Йорке.

День её успокоения 8 мая чествуется в мире как День Белого Лотоса.

   С того времени прошло более ста лет... В настоящее время Теософское общество со штаб-квартирой в Адьяре (Мадрас, Индия) представляет собой международную организацию, имеющую членов в 70 странах мира.

   Герберт Уэллс как-то писал, что его всегда поражали феномены, совершаемые «Магометом, йогами и госпожой Блаватской... Здесь мы соприкасаемся с законом более глубинным, чем общеизвестные законы природы».

  Учёных, читавших «Тайную Доктрину», восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в их собственных областях науки. Так, в её время физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной, Е.П.Б. же говорила о его бесконечной делимости. Антропологи скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет, она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Она достоверно знала о том, что становилось достоянием науки лишь позднее — например, о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; об иллюзорной природе материи, воспринимаемой физическим глазом; что пустоты как таковой в природе не существует, что нет её и в вакууме; что Луна — не осколок Земли, как предполагали астрономы, а старше её. Результаты исследования доставленных астронавтами образцов лунных пород ошеломили учёных: возрастом они оказались старше всего, что когда-либо было найдено на Земле!

   По словам племянницы Эйнштейна, «Тайная Доктрина» всегда лежала на столе великого физика . О том же сообщает Джек Браун в статье «В гостях у профессора Эйнштейна» .

  У Е.П.Б. было немало друзей в научном мире. В ТО состояли американский изобретатель Томас Эдисон, ведущий химик и физик XIX века сэр Уильям Крукс, знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион, американский философ Уильям Джеймс и генерал-майор Эбнер Даблдей, широко образованный человек и талантливый инженер и изобретатель, был вице-президентом Теософского общества и завещал ему свою редкостную библиотеку. Е.П.Б. хорошо знала его, когда жила в Нью-Йорке. В Лондоне её частым гостем был поэт Уильям Батлер Йейтс, одно время активный член ТО.

   Как с удивлением отмечает американский литератор П. Цвайг, «всего за несколько лет Теософское общество произвело самый настоящий переворот в оккультном мышлении Европы и Америки... Основанное Е.П. Блаватской Теософское общество... прижилось в Индии и на Цейлоне и стало мощным фактором возрождения там буддизма и индуизма. Наконец, оно имело большое влияние на движение за независимость Индии». Её «Тайная Доктрина», вышедшая в 1888 году, предвосхищает последующие научные открытия. В книге указывалось, что огромные перемены должны произойти в науке между 1888 и 1897 годом. Учёные — современники Блаватской — сетовали на то, что все великие открытия в физике, химии и астрономии уже сделаны, что в науке не осталось более белых пятен. И вот в 1895, 1896 и 1897 годах мир узнал о трёх великих открытиях, раздвинувших горизонты для новых исследований, которым не видно конца.

  Сегодня все работы Е.П.Б. по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на все европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки. И это вполне естественно, ибо по духу Блаватская была скорее гражданином мира, нежели какой-то одной страны.

   В России книги Блаватской долгое время были под запретом. Ныне, как явствует из следующего сообщения, положение изменилось: «На родине г-жи Блаватской пробуждается интерес к её жизни и творчеству... [В Москве, 18 июня 1990 года] в помещении Союза писателей открылась выставка, посвященная Елене Петровне Блаватской... Московские пресса и телевидение не обошли вниманием это событие, и несколько миллионов зрителей наблюдали открытие выставки, показанное по телевидению в самое удобное время. Тогда же было объявлено, что 1991 год, столетняя годовщина её ухода, будет отмечаться как Международный год Блаватской.»

  В том, что сегодня столько людей в России интересуются трудами и учением Е.П. Блаватской, большая заслуга принадлежит семье Рерихов, очень известных у себя на родине и многое сделавших для популяризации наследия Е.П.Б.

  Е.П.Б. называли «Сфинксом девятнадцатого века», и знаменитую фотографию, на которой она правой рукой подпирает подбородок, а глаза её пронизывают вас насквозь, тоже прозвали «Сфинксом» "Исидой" называли Е.П.Б. её ближайшие друзья в Нью-Йорке.

  Доктор Малаласекера, основатель и президент Всемирного братства буддистов, в монументальной "Энциклопедии буддизма" говорит о Блаватской: "Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками". Японский философ и учитель Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, принёсший дзэн-буддизм на Запад, считал, что "несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны..."

   Упоминая о знакомстве Судзуки с работами Е.П.Б., следует отметить, что вплоть до 1927 года, когда впервые появились его "Очерки по дзэн-буддизму", почти все буддийские священные писания, известные и изучаемые на Западе, были переводами текстов тхеравады, школы южного буддизма. Поэтому Судзуки был потрясён, когда прочел в 1910 году Голос Молчания — перевод Е.П.Б., опубликованный двумя десятилетиями ранее.

   Другое свидетельство высокой оценки Е.П.Б. д-ром Судзуки относится ко времени его посещения Соединённых Штатов в 1935 году. Борис Цырков переписывался с Судзуки по поводу некоторых буддийских письменных источников и, узнав о его предстоящем приезде в страну, — пригласил его в Международную штаб-квартиру Теософского общества в Пойнт-Ломе, штат Калифорния. Когда японский философ вошёл в рабочую комнату Цыркова, его внимание сразу привлек портрет Е.П.Б., висевший на стене; он на миг застыл перед ним, после чего повернулся к хозяину со словами: "Она была из тех, кто достиг".

    Высоко оценивая заслуги Теософского движения перед страной, правительство Индии выпустило в 1975 году памятную марку, посвященную 100-летней годовщине со дня основания Теософского общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: "Нет религии выше истины".

Ганди встретился с Е.П.Б. в ноябре 1889 года. , 26 марта 1891 г., уже познакомившись с Тайной Доктриной, он становится кандидатом в члены Ложи Блаватской

Будущий президент Индии Джавахарлал Неру тоже был членом ТО, Индира Ганди, премьер-министр Индии, выступила в 1983 году с речью в Адьярском ТО. Вот что она, в частности, сказала:

   «Теософское общество объединяло тех, кто ищет истину. Хорошо известна его роль в культурном и политическом возрождении Индии. Тончайшая сила, присущая устремлённости к истине, позволила ему в самом начале устоять против враждебности и попыток искажений. По-видимому, именно этим теософское движение привлекало моего отца... и, вероятно, теософские взгляды во многом отвечали его универсализму, его уважению к различным верованиям и отвращению ко всяким проявлениям фанатизма».

  Д-р Эдвард Конзе, специалист по буддизму, пользующийся мировой известностью, отмечает: Госпожа Блаватская прославляла буддизм [и индуизм], полковник Олкотт написал "Буддийский катехизис", А. П. Синнетт опубликовал имевшую успех книгу, в которой говорилось о всевозможных загадочных и увлекательных предметах, назвав её "Эзотерический буддизм"... Своим своевременным выступлением Теософское общество оказало буддизму огромную услугу


Г.В.Блау

 Вице-президент Межрегионального союза теософов "Русское Теософское Общество". Член МТО .(Доклад на 1-м Съезде теософов России. Н-Новгород, 2013 г.)

Единение через познание Теософии

    «Вопрос: Учитель, я знаю, что...множество людей в различных частях света, разных национальностей и вероисповеданий убедилось в том факте, что условия, которым подчиняются большинство... современной цивилизации, далеко не благоприятствуют быстрому достижению высшего духовного состояния.

Ответ: Если бы у вас были бы какие-нибудь коллегии, семинарии, школы, общества, где истина передавалась бы без мусора научных и теологических ложных понятий и предубеждений, накопившихся в течение веков, то успех оказался бы несомненным. Учитель».

Франц Гартман. "Убежище Мудрых"

 

    Путь к духовному просветлению показали нам Учителя через Теософию, что и есть Мудрость Богов. Елена Петровна Блаватская была Вестником величайшего мирового движения под названием Теософия, а после написания фундаментального труда «Тайная Доктрина», она стала для теософов России Учителем с большой буквы.

   «Теософское движение было потребностью Эпохи. Оно развивалось естественно, опираясь на заложенный в нём самом потенциал, а не на какие-либо внешние воздействия. С самого начала оно не имело ни денег, ни пожертвований, ни общественного или государственного попечительства. Оно обращалось к определенным человеческим инстинктам и стремлениям, и несло в себе возвышенный идеал совершенства, который неизбежно сталкивается с первейшими – но отнюдь не подлинными – интересами общества, которые обречены на постоянную борьбу с ним…»

    Цель Теософского общества была определена в 3-х аспектах:

  1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;

   Принятие 1-го пункта было единственным условием, необходимым для вступления в Теософское Общество; верить в Карму, перевоплощение, существование Учителей или в другое положение не требовалось для вступающего.

  Термин «Всемирное Братство» не является пустой фразой, - писали Махатмы, - человечество в массе своей предъявляет нам высочайшие требования. Это есть единственно надёжное основание мировой нравственности. Если бы оно было только мечтой, то это, по крайней мере, благородная мечта для человечества: и это есть цель устремлений истинного адепта»

  2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;

    По 2-му пункту «Способствовать изучению религий» - в некотором смысле означает содействовать изучению истории человечества. У общества нет религиозного символа веры или особого культа, так отметил судья при регистрации общества. Для вступающих следует более полно раскрывать этот пункт. В «Ключе Теософии» Елена Петровна комментирует этот пункт:

   «Способствовать изучению арийских и других священных рукописей мировых религий и различных научных направлений для того, чтобы восстановить значение древних азиатских литературных источников, а именно принадлежащих философским учениям браманистов, буддистов и зороастрийцев».

   3. Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

    Основателями Теософского общества стали Елена Петровна Блаватская, русская по происхождению и Генри Стилл Олькотт, американец. Учителя писали Г.С. Олькотту:    «Вы призваны не нами, а верностью делу истины… Не сам человек лично привлекает нас, а только его добрые дела и гуманность в целом. Для этого мы прибегаем к помощи лучшего, что у нас есть – к Вестникам».

   Официальной датой рождения Теософского Общества принято считать 17 ноября 1875 года. Это был год по восточному календарю - год Синего(воздух)Кабана, что означает «Форма сложившегося Сознания».

    Каждый человек, благодаря своему опыту и темпераменту, должен определить для себя, что есть для него Сознание. Рождением Теософского общества, с его истинно человеческими целями, Учителя разбудили манасическую природу и призвали её действовать во благо самых высоких человеческих принципов.

 Теософия – Мудрость Богов, а человек прикоснувшийся к этой Мудрости магнетически тянется к этому Божественному Свету, если в нём пробудилось Сознание.

    Чем знаменательно время в котором мы с вами живём?

Мы живём в ХХI веке, веке Мудрости, в начале Эпохи Водолея, которая славится великими посвящёнными и мыслителями, временем величайших открытий, не зря рождены мы, по закону Кармы, для теософской работы именно в этот период времени, мы пришли в этот мир каждый со своим духовным опытом и со своей сферой сознания. Мы благодарны нашим Учителям, давшим нам великие Знания, а также прикоснуться к трудам великой посвящённой 19 века Елены Петровны Блаватской.

Изучая её труды, мы почитаем её как Учителя и Наставника, повторю, что время пришло говорить о ней как о гениальной последовательнице, как о посвящённой в величайшие Знания, давшей людям ключи к разгадке глубочайших тайн человека и Вселенной. Её труд это результат труда тысяч поколений Адептов, за ней стояли УЧИТЕЛЯ.

    Е.П. Блаватская говорила: «мы ведь работаем не только для того, чтобы люди могли называть себя теософами, но чтобы дорогое нам Учение оказало влияние на мысль этого века и продвинуло ее вперед». «ТЕОСОФИЯ предназначена для тех, кто умеет мыслить или для тех, кто может заставить себя мыслить, а не для умственных лентяев», говорила в конце своей жизни Елена Петровна. «Равенства сознаний не существует, существует божественная воля, а человеческое сознание может стать инструментом божественной воли»*.

    В наступающую Эпоху Водолея Теософия и «Тайная Доктрина» учит человека планеты Земля стать Человеком Космоса. Пятая раса – это раса качественного эволюционного отбора монад.

   Синтез науки, религии и философии, по словам Е.И. Рерих, был дан для сдвига сознания человечества. Пришло время перемен мышления. «В своем духовном росте он (ученик) постепенно становится Единым с Мировым Целым». Особое внимание Е.П. Блаватская указывала на развитие человеческого Манаса.

    Духовное семя даст свои ростки и ее ученики будут учить новых учеников, открывая покров тайн в её трудах, давая импульс к новым открытиям века. Она писала о зарождающейся новой расе: «…человечеству Нового света… назначено кармою сеять семена грядущей великой расы, которая превзойдет все расы, известные нам сегодня. Циклы материи сменяются циклами духовности и полного развития разума».

   Сейчас в ХХI веке, мы продолжим возрождать подлинный Дух Всемирного Братства. А эта работа требует от нас истинной, искренней, сердечной преданности нашему делу. Большое значение имеет уровень ментальности современного теософа, так как Братство зарождается и в дальнейшем прогрессирует именно с этого плана. На первом этапе стоит направить мысли в одну для всех сторону – попытаться начать серьёзно изучать главный труд Елены Петровны – «Тайную Доктрину» Но. К великому сожалению, большая часть теософских групп, занята только первым пунктом «Целей Теософского общества»!

  «От времени написания «Тайной Доктрины» и до наших дней прошло три шестидесятилетних круга Рабчжун. В первом круге, в 19 веке этот труд был представлен как Духовный Феномен, и теософы того времени не смогли сразу серьёзно изучать и понять его, тем более, что вскоре и сама Елена Петровна ушла из жизни. Затем второй круг 20 века, когда идеи, изложенные в «Тайной Доктрине», были опробованы незрелым сознанием, а в третьем круге, 21 веке, в который мы вошли, «Тайная Доктрина» и её идеи эволюционного Сознания должны быть воплощены в жизнь»

    Теософские знания становятся востребованными для человечества, важно, что у нас в России. Силы Теософского Общества мы сейчас вновь собираем через знания.

   Центром изучения главного труда «Тайная Доктрина», для нас, является Русская Эзотерическая Школа Теософии им. Елены Петровны Блаватской, руководителем которой является В.А.Баканов, он же президент Кемеровской ложи «Е.П.Блаватской». Школа существует с 1993 года, на протяжении этих лет шло серьёзное творческое осмысление трудов Елены Петровны, раскрылись перспективы и новые открытия, которые зафиксированы в статьях В.А. Баканова. Все новые материалы мы печатаем ежегодно в «Вестнике». Школа сумела выработать особую схему изучения «Тайной Доктрины.

  Надо отметить, что достойный перевод эзотерического плана сделан Еленой Ивановной Рерих, теософы России изучая сокровенные тексты, считают одним из лучших переводов на сегодняшний день. Также нам помогает система «Калачакра-Календарь Шамбалы», которая раскрывает причинно - следственную связь всех явлений описанных в «Тайной Доктрине».

    «Тайная Доктрина» это мощная основа на пути духовного просветления и уровень мышления этого труда таков, что полностью захватывает человека своей глобальностью мысли и образов. «Справедливы Космические законы давшие возможность человечеству сначала научиться мыслить, а потом – возможность творить!»*. Поэтому необходимо коллективное изучение «Тайной Доктрины» и всех трудов по Теософии.

   Много человеческих поколений не знало глубины и объёма этих Великих Знаний. Сознание не было готовым вместить и удержать их.

    Учитель К.Х.писал:

   «Если целыми поколениями мы уберегли мир от постижения нашего Знания, то это лишь вследствие абсолютной неподготовленности человечества…

  Мы предложили открыть strata(слой) человеческого существования, его основную природу и обнажить чудесные сложности его внутреннего Я (нечто никогда не доступное, недосягаемое для физиологии или даже психологии) в его конечном выявлении, и доказать это научно. Ваших учёных не касается, что эти раскопки так глубоки, скалы так круты и остры, что, погружаясь в этот бездонный океан, большая часть из нас погибла в этих опасных исследованиях ибо мы были ныряющими и пионерами, а люди вашей науки лишь жнут там, где мы сеяли. Наша миссия - нырять и приносить жемчужины Истины на поверхность, их же - очищать и оправлять их в научные драгоценности…И мы будем продолжать эту периодическую работу; мы не позволим смутить нас в наших филантропических попытках до тех пор, пока основание нового мира мысли не будет построено так прочно, что никакое количество противоядия и невежественного лукавства,..не сможет его превозмочь».

   Елена Петровна советовала членам ложи осознавать насущную необходимость приобретения знания, которое приходит под именем Теософия, и будут применять эти знания для решения проблем, с которыми встречаются повсеместно в личной и общественной жизни. Теософия и жизнь не разделимы, Знания и Мудрость это драгоценное приобретение для всех теософов. В функцию ложи входит и наставничество старших собратьев, которые могут объяснить те или другие вопросы в разъяснении фундаментальных принципов Теософии, а также смогут оказать помощь в изучении главного труда Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина», говоря о ценности этого труда помогут осмыслить или осознать его.

   Сразу понять высоко духовные учения сложно, так как они даны из высочайших источников - Посвящёнными, которые нам несут истинный Свет Знаний. Поэтому и существуют стадии духовного роста и они индивидуальны для каждого вставшего на Путь просветления.

    «В действительности отклик каждого члена на Теософию в значительной степени зависит от собственных усилий для приобретения этого знания в предыдущих жизнях, от уровня эволюции и темперамента». Но, «если поддерживать в ложе атмосферу серьёзного изучения и искреннего поиска истины высшей жизни, чтобы каждый приходящий в группу поддерживал преобладающее отношение и настрой при обсуждении темы», тогда можно многое сделать, чтобы помочь тем, кто желает познать. Члены ложи могут для себя «обеспечить постоянный прогресс при решении важной задачи приобретения знания для служения другим»

   Мы понимаем важность Теософского движения в России, мы за то, чтобы больше было организовано действующих лож, где была бы заинтересованность в изучении трудов Е.П. Блаватской и всей теософской литературы, искренне понимая ценность этих знаний для человечества, при этом подчиняясь целям и задачам Теософского общества.

   Надо отметить, что в наше время появились новые формы совместной работы, лекции, семинары и планомерные поездки на конференции, семинары и. к теософам разных городов. Практическая ценность добрых побуждений становится видимой лучше всего, когда они принимают форму деяний.

   «Мы должны популяризировать Знание Теософии»

  «Знание текущее непрерывным потоком, является одним из основных условий для достижения результата. Для этого требуется творческий процесс и необходимое подготовительное переживание - опыт, который завершается в стадии развития.» *

   Елена Петровна также говорит о том, что все духовные достижения наших жизней накапливаются в ЧИТ, в нашей потенциальной памяти. Постигая Учение, мы постигаем опыт Учителей Мудрости, а значит, понимаем, что для нас Единая Жизнь это одухотворённый Разум.

   Мы можем жить с чувством ответственности, а не только размышлять об этом. Нужно избегать негативных влияний и держаться верных теософии друзей, помогающих сделать нашу жизнь духовно значимой и целенаправленной. Будем делиться своими Знаниями, так как «это способ достичь бессмертия».

   Сейчас, в наше время, направим свою волю на объединение сил теософов России, само время работает на нас! Но надо подчиняться правилам, которые прописаны самим Теософским движением. Этот процесс идёт по нарастающей к определённому объединению сил Теософии. С образованием Эзотерической Секции у нас в России, укрепятся эзотерические знания.

  «Согласно эзотерической доктрине, эволюция предполагает не уничтожение индивидуального Сознания, а его бесконечное расширение». Е.П.Блаватская.

 

   В начале нового тысячелетия Далай Лама 14, человек Мира, сформировал несколько правил жизни, то- есть живя в миру, мы теософы нового поколения можем принять их для себя.

Вот несколько правил :

«1. Следуйте вечным трём правилам:

- Уважай себя.

- Уважай других.

- Не уходи от ответственности за свои действия.

2. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.

3. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.

4. Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно.

5. Учите правила, чтобы вы знали как их не нарушать.

6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.

7. Если вы ошиблись – немедленно сделайте всё, чтобы её исправить.

8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.

9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.

10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.

11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости вам было что вспомнить.

12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.

13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.

14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.

15. Будьте нежны с Землёй. Любите её.

16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.

17. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.

18. Моя простая религия есть любовь, уважение других, честность.

19. Праведные поступки творятся из добрых побуждений, с искренней заботой о пользе для других.

20. Постоянно размышляйте над тем, что делает нас настоящими людьми, и через такие размышления стремитесь обрести несокрушимое доверие к своей природе, что создаст уверенность в себе».

 

   Старайтесь «сделать Теософию действенной силой в своей жизни». Е.П.Блаватская. «…не ослабляйте своих усилий ни на мгновение; каждый день работайте сплочённо, плечом к плечу, встаньте как один, что бы ни было на дворе - прекрасная погода или гроза, - и тогда победа нашего дела, которому мы поклялись служить, будет обеспечена. Если действовать в унисон с вашим Высшим Я, то ваши усилия могут и должны оказаться плодотворными для (Теософского) Общества, для вас самих, для Человечества» Организовав «крепкую, единую организацию»…. «сумейте сплотиться…, никакая преграда не сумеет сдержать продвижение Теософии в грядущем веке». Е.П.Б. Истинно, эти слова Наставника и Учителя! И в мирских делах мы видим: работу должным образом не выполнишь без мастера-Наставника Но к великому сожалению предавшие наставников отодвигают те цели, о которых говорила Елена Петровна, их самость «застилает глаза» .

    В «Большом руководстве к этапам Пути Пробуждения» Чже Цонкапа сказано:

«Для осуществления Освобождения ничто не имеет большого значения, чем Учитель».

«Каждый шаг, который делает человек по направлению к нам, заставляют нас делать шаг по направлению к нему», писали Учителя.

 

 

1.«Инструкции для учеников внутренней группы» Е.П.Блаватская.

2.«Письма Махатм»

3. Лекции  В.А.Баканова.

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now