Вопросы  Теософии        

Март 2018 г. №3

24 марта - День Владыки

  Теперь о Владыках Мира. Владыка населенного мира – Дух, прошедший бесчисленные существования на протяжении многих эонов и даже солнечных Манвантар в разных состояниях и даже мирах. Каждый населенный мир имеет своего Старшего Руководителя и младших. Но Старший Руководитель не всегда уявляется зародителем планеты, он лишь дает Свою напряженную вибрацию и строит каждую идеальную форму и вид. Но дальнейшее развитие тонкой оболочки в уплотненную слагается с помощью младших руководителей, которые следят за их правильным сочетанием и страстным развитием. В дальнейшем ярое развитие низшего «я» или осознание своей отдаленности уявило не только смешение – ярая свобода утвердила неправильные сочетания и породила все безобразные формы и вещи, которые потом сменялись катастрофами, да и сами уничтожали себя негодными сочетаниями. Руководители отбирали лучших и снова населяли планету – и ярые с развитием инстинкта, или чутья, стали постепенно разбираться в соответствующих им вибрациях, или энергиях, и собираться в отдельные группы, и так образовались первые касты. Так касты становились уже у первых людей и животных. Старший Руководитель может прийти на новую планету и явить ей новый импульс – и снова перейти на другую и т.д. Приходится признать, что Старший Руководитель является многострадальным Иерархом нашей Солнечной системы.

                                                                      (Из письма Е.И. Рерих 17.11.53г.)

  

 

    Дорогие друзья, этот день будет особенно памятным. Ровно 20 лет тому назад началась Живая Этика. Вы знаете, как полно это Учение Жизни вместило все Бытие. Именно этот год протекает в грозе и молнии, в буре Армагеддона. И тем более каждый может применить основы нравственности среди происходящих смятений. Мировые события дают возможность выдержать испытание вместимости сознания.    Тихое мирное время многое дремлет, и люди забывают об основном начале Мироздания, о вечной борьбе с хаосом. Жить в опасности не есть преувеличение. Хаос – не отвлеченное понятие, но это опасный химизм вторгается во всю земную жизнь. Безумие людское является сильнейшим проводником его. И не только способствуют ему люди, но и порождают его особую ядовитость.

   Принявшие Учение Жизни тем самым возложили на себя великую ответственность как за себя, так и за окружающее. Лучший Щит не может защитить, если он не поднят. Не мыслящим возникающие проблемы кажутся нерешаемыми, но Вам в широком кругозоре уже показано и благое решение. Там, где царит смущение, Вы осознаете совершающееся, но и для молодых поколений. Только там, где существует глубокая забота о молодых поколениях – там и верный залог прекрасного будущего. И поймем это значение прекрасного во всей его полноте, ибо нет такой жизни, в которой оно не могло быть выражено и проложено. И сколько из нас узнают себя в этих молодых поколениях и будут признательны самим себе!

   Существует заблуждение, что во время войн и смятений Культура должна быть оставлена и даже как бы забыта. Но ведь именно мировые напряжения требуют особого внимания к росту Культуры. Существует заблуждение, что во время войн и смятений Культура должна быть оставлена и даже как бы забыта. Но ведь именно мировые напряжения требуют особого внимания к росту Культуры. Возрождение и расцвет человечества происходили во время высокой Культуры. Не забудем, что эти эпохи не явились неожиданно – но углубленно подготовлялись лучшими мыслителями. Потому и во время войн будем готовить истинный мир, во всей его просветленной деятельности. Пусть красота самоотверженного, неустанного труда будет щитом верным.

                                                                                             24 марта 1940 г.   Н.К.Рерих

Надежкина Ирина Анатольевна

Член Международного Теософского Общества , член Межрегионального союза теософов "Русское Теософское Общество",  

irnad2011@sibmail.com

г. Колпашево, Томской обл.

Эзотерический смысл четырех  благородных истин

   «Будда хотя и учил философии, построенной на основе истинного эзотерического знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу её для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «доктрине Души». Но никто не понял её истинного смысла и значения».

/Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», т.1. Введение/

Четыре благородные истины

  В «Тайной Доктрине» представлено много знаний в самом сжатом виде, часто намёками. В данной работе сделана попытка, так сказать, расширить понимание некоторых фраз из Введения и 1-ой станцы 1-го тома. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИН

 

  «Будда хотя и учил философии, построенной на основе истин читаем: «Совокупность всех нидан основывается на Четырех истинах. Доктрина эта особенно характерна для системы Хинаяны» /1, шл.4/.

   Из фразы явствует, что совокупность нидан есть следствие, а Четыре благородные истины – причина для них.

 Несмотря на разнородность течений внутри буддизма, которые иногда противоречат одно другому, все они базируются на Четырех благородных истинах (если не отвергают их совсем). Считается, что эти принципы были поняты, определены и сформулированы самим Буддой.

Благородные истины трактуются как четыре этапа, проходимые человеком на пути от сансары к нирване. Существуют:

  • Дуккха, или страдание. Все в жизни есть Дуккха.

  • Самудайя, или причина Дуккхи.

  • Ниродха, или прекращение Дуккхи.

  • Марга или путь, ведущий к ниродхе.

   Эти Четыре истины экзотеричны в том плане, что они есть учение, предназначенное для широких масс (его сансарическая часть), но всё равно они, в свете диалектической причинно-следственной логики, располагаются в форме пневматологического креста категорий сознания.

   Как мы видим, страдание, дуккха, и причина страдания, самудайя, связаны меж собой непосредственно. Так же, как путь, ведущий к прекращению страдания, марга, и само прекращение страдания, ниродха. Это два бинера или антиномии. Но подойти от дуккха к её корню, самудайя, можно только через бинер марга - ниродха. Такова логика Четырёх благородных истин. И она согласуется с диалектикой пневматологического креста категорий сознания.

   О пневматологическом кресте сознания.

  Пневматология (от греческого слова “пневма” - дуновение, дыхание) - учение об онтологическом естестве становления монады /2/.

   Дыхание - Бога или Атмана - это выявление категорий его Сознания. «То, что есть и в то же время нет», означает само Великое Дыхание, о котором мы можем лишь говорить, как об Абсолютном Бытии, но не можем представить в нашем воображении, как какую-либо форму Существования, которую мы могли бы отличить от Не-Бытия» /1, шл. 6/

   «Каждый аспект есть символ одного атрибута и каждый атрибут или качество есть последовательное исхождение Божественного Дыхания в его циклической, инволюционной и эволюционной дифференциации. В космо-физическом смысле это есть Вселенная, Планетарная Цепь и Земля; в чисто духовном – Непознаваемое Божество, Планетный Дух и Человек – сын обоих, существо из Духа и Материи, и проявление их в его периодических выявлениях на Земле во время «Колес» или Манвантар» /1, шл.5/.

                                           

 

 

 

 

 

                                                                         Рис.1

  Но в чистой абстракции, онтологически, за этим стоит выявление 4-х категорий божественного Сознания.

   Онтология - метафизическое учение о началах всего сущего.

  Пневматологические принципы - категории становления Божества и монады - есть принципы воли, мистики и разума /3/.

  Статичный треугольник категорий сознания в динамике проявления становится кватернером (рис.1) /2/. Этот пневматологический акт мистического Дыхания духа (выражаемый в Каббале тетраграмматоном IHVH), есть сущность, носитель и механизм жизни. /2/. В символизме «цифра 4 является мужским символом только на высочайшем плане абстракции» /1, шл.1/. Пневматологический кватернер сознания относится именно к такому сокровенному уровню. Кватернер – объёмная фигура, т.к. его категории принадлежат разным уровням метафизического пространства. Крест – его символ, проекция на плоскость. Крест является алгоритмом Древа, а Древо – алгоритмом Колеса времени. И по большому счёту, он всегда есть крест существования. В Четырёх благородных истинах - это крест существования страдания.

   Страдание и существование. Этимологические изыскания.

Страдание и существование синонимичны уже потому, что воплощенное существование всегда приносит страдание. Об этом гласит и Учение Будды, и наш собственный небольшой опыт. Под СТРАДанием обычно мы понимаем испытывание физической и душевной боли, дискомфорта. Но ведь слово СТРАДа это и (по словарю Ожегова) «напряжённая летняя работа земледельца» ради получения урожая каких-либо плодов. Улавливается также общность в созвучии слов страда и труд. Этимологически считается, что это общеславянское слово произошло от корня stro- «проявлять силу». Что ж, вполне согласуется с сутью 4-ой категории: низшая конкретная воля. СТРАДАНИЕ (как СУЩЕСТВОВАНИЕ) – это труд души в воплощении (в своём роде, ЗЕМЛЕдельца), напряжённый, с болями, но ради плодов – приобретаемого опыта и, как следствие, развития сознания.

   Страдание, как и 4-я категория низшей, конкретной воли, имеет причину, составляя с ней бинер (в кресте - вертикаль). Путь же от страдания к причине «лежит» в горизонтальном бинере креста (рис.2). 2-я категория которого уже помогает достичь состояния без страдания*, но только достигнув причины, или категории Высшей Воли, слив с ней своё сознание, можно прекратить колесо воплощений в сансаре.

                                                       Рис. 2

  *) Если учесть, что состояние без страдания – синоним состояния блаженства, то в пневматологическом кресте верхний треугольник категорий 123 (рис. 2) будет вполне соответствовать понятиям философии индуизма: 1, к. В. Воли = сат (бытие), 2, к. Мистики = ананда (трансцендентное блаженство), 3, к. Разума = чит (абстрактное сознание). Это творящее божественное сознание - например, Высшего Я человека.    Если посмотреть на крест от сознания проявленной конкретной личности, от человека на земле, то это будет нижний треугольник креста 432, представляющий три из 4-х благородных истин: 4, к. нкв = дуккха, 3, к. Разума = марга, 2, к. Мистики = ниродха (состояние без страдания). Через бинер 3-2 конкретное низшее соединяется с синтезом высшего. Вполне закономерно!

  В форме креста мы находим: и саму первопричину, онтологическую (это сознание бессмертного высшего Я) или сансарическую (преходящее сознание личности), которая лежит в основании нового воплощения, и порядок этапов «выхода» из сансары к просветлению и нирване в иерархически (то есть, по степени духовности) возрастающей последовательности 4-3-2-1 категорий креста сознания. Согласуясь с последним, можно горизонтальную линию креста изображать в несколько скошенном положении, возвышая категорию Мистики (рис.2).

   Будда, давая людям учение, изложил этот закон в виде четырех Истин, которые называют благородными (потому, что их знание рождает для человека благо). Но в эзотерической философии их онтологическая основа – пневматогенез, (рождение Дыхания), определяемый, теоретически, как диалектическое раскрытие единства духа в кватернер категорий сознания.

Известно выражение Лао Цзы: «Одно рождает два, два рождает три, а из тройки происходит одно – новое единство или порядок - четыре». Оно  о диалектике креста сознания и о действии, которое производит его 4-я категория, «зачиная» феноменальный мир                    Авидья в пневматологическом кресте и 12 Нидан

  Для достижения большей ясности нужно понять, что представляет из себя в сознании (монады) категория низшей конкретной воли относительно к. Высшей Воли (Абсолюта).

   Читаем у Б. Д. Дандарона в «Письмах о буддийской этике»: «Оно (эхо) отделилось от Абсолюта, потому что оно лишь эхо Абсолюта и поэтому не обладает совершенством, каким обладает Абсолют…. Но поскольку оно является эхом Абсолюта, оно обладает одним из его атрибутов, а именно: сознательной (разумной) волей. Т.к. оно является только эхом Абсолюта, то оно несовершенно по отношению к Абсолюту. Его несовершенство проявляется как бессознательная воля к жизни» /4/.

  В «Тайной Доктрине»: «Традиция, что до физиологического «Падения» размножение вида, как человеческого, так и животного, творилось посредством Воли Создателей или их потомства, является универсальною. Это было падение Духа в зарождение» /5/.

Не трудно усмотреть в данном описании Бидии Дандаровича прямую аналогию с бинером воли пневматологического креста сознания монады. «Эхо» является 4-ой категорией креста сознания «Абсолюта» (её атрибут  несовершенство или неведение относительно Высшей Воли, всезнания), и «эхо» становится первой ниданой – авидья (неведение), за которой, как за первопричиной, следуют все последующие ниданы. То есть, все причины объективного существования «вытекают» из четвертой, волевой, категории Сознания.

Это неведение может быть 4-ой категорией сознания монады, проходящей очередной манвантарический цикл, и тогда 12 нидан на шкале планов бытия будут выглядеть как Древо. Это может быть неведением или невежеством предыдущего воплощения человека, ставшим для него причиной очередного колеса жизни в сансаре, и тогда 12 нидан станут звеньями замкнутой цепи. Отсюда и два подхода, эзо- и экзотерический, онтологический и сансарический, к пониманию учения о Четырёх благородных истинах.

 

Итак, пневматологический крест сознания = крест существования = крест 4-х благородных Истин (рис.2).

Этой цепочкой аналогий мы приоткрыли завесу одной из граней «Доктрины души» (см. эпиграф к данной работе): Четыре благородные истины, понимаемые массами только в плане приложения к теории сансары, есть диалектический механизм ДЫХАНИЯ ДУШИ, пневматологический крест, каковым было явлено всё во вселенной и она сама в том числе.

                                                              Рис.3

   Можно выстроить схемку трёх главных этапов процесса проявления самосущего нумена в феноменальном мире (рис.3): сознание монады (крест), «запускающее» 12 причин существования в действие (круг хинаяны), конечным результатом чего является феноменальное проявление (круг махаяны).

  В феноменальном мире ниданы, как и соответствующие принципы (аспекты целостного сознания), проявляются во временной циклической последовательности. И здесь начинается уже другая история – о Калачакре.

 

              Резюме

 Четыре благородные истины – метафизически и философски  есть форма выражения пневматологического креста волевого самосознания монады, четвёртая категория которого становится «породителем» 12-ти причин существования. Тем самым фраза: «… в сущность вещей, на которую никакая Майя не может влиять. Именно тут учение Эзотерической Философии в связи с Ниданами и 4 Истинами приобретает величайшее значение, но оно хранится в тайне» /1, шл. 7/,  наполняется для нашего разума конкретным смыслом и образным выражением.

Ссылки:

  1. Е. П. Блаватская «Тайная Доктрина», том 1, станца 1

  2. Статья «Диалектика. Теория бинеров», сайт «Теософская лаборатория» http://vp777.ucoz.ru

  3. Статья «Основная доктрина пневматологии», http://vp777.ucoz.ru

  4. Б. Д. Дандарон «Письма о буддийской этике»,изд-во «Алетейя», С.-П, 1997, стр. 74

  5. Е. П. Блаватская «Тайная Доктрина», том 1, ст.6, шл.5

 

 

Надежкина Ирина Анатольевна

г Колпашево, Томской обл.

«Обращение к кресту» Св. апостола Андрея - обращение к своему кресту

  Апокрифы древних христиан завуалированным способом (в символах образов христианской веры) сохранили отголоски эзотерического знания древности. Пример тому «Обращение к кресту» св. апостола Андрея /1/, пояснения к которому [в квадратных скобках] мы приводим в данной работе.

         ОБРАЩЕНИЕ К КРЕСТУ

     Приветствую тебя, о, Крест, ибо ты приносишь радость.

   Наконец созерцаю тебя, бывшего прежде в покое и лежащим, воздвигнутым ныне и ожидающим меня [вставшего на путь к Духу].

     Я пришел к тебе, зная, что ты мой [крест сознания].

     Я пришел к тебе, ибо ты жаждешь обрести меня.

     Знаю твою тайну, ради которой ты воздвигнут.

     Ибо поднят ты в космос, дабы укрепить шаткое [мое человеческое сознание] .

     Ты обращен к небу, дабы явить Человека Логоса.

     И ты распластан налево и направо, дабы вражду и силы противостоящие

повернуть и мир свести в одно [уравновесить категории креста].

     Ты воткнут в землю, дабы то, что на земле и под землёй [3 и 4 категории],

соединить с тем, что на небесах [2 и 1 категории креста сознания].

     О, Крест, орудие спасения Всевышнего [в каждом человеческом сознании]!

     О, Крест, связующий круг земли [символ креста, вписанного в круг] ,

слава тебе, придавшему форму бесформенному! [крест - диалектический механизм проявления духа]

     Слава тебе, незримой карой покаравший учение многобожия [един бог в нас = к. Высшей Воли нашего сознания].

…Слава тебе, Крест, отпустивший Господа [в Высшие Миры через к. В.Воли],

оплодотворивший разбойника [низшее сознание – категориями высшими]!..

…Дарует сладость [блаженство, ананда] жизнь на Древе!..

    Прекрасен Крест, ибо он дарует жизнь [психическую энергию, через к. В.Воли].

    Прекрасен повешенный на Кресте [Высшее Я, «сошедшее» в проявление],

ибо он низвергает демонов, освобождает души и судит борющихся.

 

    Авторский диптих «Два Древа» (Древо жизни и Древо познания) и «Распятый Христос» есть отзвук на это Обращение. Они образно демонстрируют пневматологический крест сознания и качества его категорий, а также распятие единого сознания на кресте физического мира (символически – на круге Калачакры), где оно постигается актуальным сознанием человека не одномоментно, в своём синтезе, а последовательно, по категориям, и потому всегда ограниченно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

  Рис. 1 «Два Древа»                                                 Рис. 2 «Распятый Христос»

 

    Пояснения к «Обращению» святого апостола Андрея

«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель… Я хочу учить людей смыслу их бытия; этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком» /Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»/.

  Состав человека /2 / тройственный:

        1. Монада, или чистый Дух, Отец на Небесах.

  Монада отражает три аспекта Божества:

  1. Воля, или Могущество........ Отец.

  2. Любовь-мудрость........... Сын.

  3. Активный Интеллект, Творческий Разум......... Святой Дух.

  Человек приходит в соприкосновение с ним лишь во время последних посвящений, когда он приближается к концу своего странствия и становится совершенным.

2. Монада проявляет себя в Эго, Высшем “Я”, или Индивидуальности.

Этот аспект есть потенциально

  1. Духовная Воля......... Атма.

  2. Интуиция......... Буддхи, Любовь-Мудрость, принцип Христа.

  3. Высший, или абстрактный, Ум.... Высший Манас.

Эго начинает проявлять свое могущество у продвинутых людей и во все возрастающей мере — на Пути Испытания, наконец, в момент третьего посвящения кон­троль высшего «я» над низшим делается совершен­ным и наивысший аспект начинает ощущаться.

3. Эго проявляет себя в Личности, или низшем «я», человеке на физическом плане.

Этот аспект тоже тройной:

  1. Ментальное тело.......... низший манас.

  2. Эмоциональное тело....... астральное тело.

  3. Физическое тело....... плотное физическое и эфирное тела.

Этот 10-ричный полный состав человека в геометрическом ключе можно представить в следующем виде (рис.3), Основой его построения является пневматологический крест сознания.

                                                               Рис. 3

  Согласно доктрине пневматологии /3/, преходящая личность, венец животного человека, центрированная в низшем манасе, есть результат проявления атмана как Высшего Я через 4-ю категорию пневматологического креста его сознания (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Рис. 4 Пневматологический крест сознания Высшего Я человека

 

   Но личность - это только пьедестал, на котором возникнет сверхчеловек, покоривший низшие страсти и очистивший божественное по природе естество манаса. В пневматологическом кресте путь 4→3→2→1 дает возможность человеку своим устремлением построить антахкарану и «подняться» по ней - соединить сознание бренной личности с бессмертной божественной Триадой и, далее, с Отцом на Небесах, что называется "силою захватить царство небесное".

Доктрина Дыхания, как креста сознания, естественно, была знакома Посвященным. Таким образом, «Обращение к кресту» св. ап. Андрея предстаёт в своём эзотерическом свете. Не к деревянному кресту, но к своему сознанию, выраженному четырьмя категориями, символически - в виде креста, обращается апостол. И дает пояснения четырем категориям сознания, заключая, что Крест – это символ перехода сознания из человеческого состояния в божественное.

Ссылки:

  1. «Мученичество св. ап. Андрея» из кн. «Апокрифы древних христиан», М, Сфера, 2004, Стр. 83

  2. А. Бейли «Лекции об оккультной медитации»

  3. Статья «Основная доктрина пневматологии», сайт «Теософская лаборатория»

  4. Статья «ДИАЛЕКТИКА. ТЕОРИЯ БИНЕРОВ», сайт «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now