Вопросы  Теософии        

                       Ноябрь 2018 г. № 11

     Cодержание

1.Онтологические основы Бытия,

переданные через Тайную Доктрину   Дашковский Г.А.

2.Парамиты   Мезинова Л.Н. 

Дашковский Г.А. 
Секретарь Межрегионального союза теософов "Русское Теософское Общество, член МТО
Доклад на конгрессе в С-Петербурге 17-18 ноября 2018 г.

           Онтологические основы нового                миропонимания, переданные через

                   "Тайную Доктрину" 

                      

             Смена эпох, смена Духовных Иерархий

     Мы живем в эпоху перемен. На смену эпохи Рыб приходит эпоха Водолея и соответственно сменяются управляющие  Иерархии Духовных существ. На смену Седьмой самой материально ориентированной приходит более духовная Шестая Иерархия, которая будет управлять на протяжении следующих 2150 лет до Эпохи Козерога.

    Новая эпоха потребует от человека освоения новых знаний и переход на  новый уровень миропонимания.

 

           Необходимость   нового  миропонимания

     Встает главный вопрос – на каких онтологических основах строить новое миропонимание и соответственно мировоззрение.

    Существующее  материалистическое и теологическое уже не устраивают, нужны новые, отвечающие времени  знания.

 

         Эпоха Водолея – время России

      На определенных этапах эволюции  и в соответствии с Законами Времени Учителями выдаются знания о Бытии, которые человек не может получить из собственного опыта.  Последний раз  они выдавались через Елену Петровну Блаватскую и ее главный труд Тайную Доктрину.

      Эти знания даны к сроку вхождения в Эпоху Водолея. Это время Новой цивилизации, по пророчествам - время России, поэтому и новые знания выданы именно русской женщиной и именно для России.

 

      Владимир Анатольевич Баканов
          (В.М.Рослев) (1952 – 2016 г.) 

     Если говорить о Тайной Доктрине, нельзя не сказать о Владимире Анатольевиче Баканове, настоящем Учителе, посвятившим основную часть своей жизни изучению этого труда. Обладая мистическим мышлением, раскрыл многие тайны Бытия, составил календарь Калачакры, отражающий во взаимной связи  Пространство, Время и Сознание, создал Русскую эзотерическую школу Теософии им. Е.П.Блаватской в г. Кемерово. Внес огромный вклад в развитие Теософии. Привденный здесь текст в основном отражает идеи Владимира Анатольевича. 

       

            Новое осмысление основ Бытия

      Нужно новое осмысление таких понятий, как ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДВИЖЕНИЕ, МАТЕРИЯ, ТВОРЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК. Нужно ввести в круг наших понятий новые философские категории, такие как ПЛАНЫ БЫТИЯ, ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, КАЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЦАРСТВА, МИР ТОНКИЙ И МИР ПРОЯВЛЕННЫЙ, ЗАКОНЫ НЕПРЕЛОЖНЫЕ И БОЖЕСТВЕННЫЕ.

      На основе нового миропонимания можно сформулировать СМЫСЛ и ЦЕЛЬ ЖИЗНИ.

    Ответы на поставленные вопросы может дать Теософия и новые знания, переданные через творчество Елены Петровны и ее главный труд Тайную Доктрину.

 

            Поиск Истины

     Нам предлагают знания, переданные через Тайную Доктрину, считать одной из гипотез и поиск Истины вести через изучение несметного количества религиозных и философских систем, которое накопило человечество за свою историю, и в результате глубже закопать знания, которые нужны здесь и сейчас

    Но на гипотезах Нового Человека и Новый Мир не построишь. Для эволюции нужны  истинные знания,  и мы их нашли в Тайной Доктрине.

    Русская Эзотерическая школа Теософии им Е.П.Блаватской  и  “Русское Теософское Общество” на основе многолетнего изучения творчества Елены Петровны и особенно Тайной Доктрины предлагает на обсуждение  Меморандум об Основах Бытия.

 

          1.Смысл и Цель жизни

   Смысл жизни Человека:

     - жить по совести;

     - верить Учителям;

     - творить, не нарушая Непреложные и     Божественные Законы;

     - через любовь утверждать Божественное в Бытии.

   Отсутствие хотя бы одного из этих смыслов делает жизнь неполноценной.

   Цель жизни человека  – РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЮ  БОЖЕСТВЕННУЮ  ПРИРОДУ (формулировка предложена В.А.Бакановым).

 

         2.Пространсво

    ВМЕСТИЛИЩЕ ВСЕГО –  ВЕЧНОЕ по продолжительности, БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ по протяженности и АБСОЛЮТНОЕ по качеству ПРОСТРАНСТВО, неразрывно связанное с ЕДИНОЙ АБСОЛЮТНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ.      

    АБСОЛЮТНОЕ  ПРОСТРАНСТВО включает в себя бесконечное количество Не вечных по продолжительности, Конечных по протяженности и Относительных по качеству  Пространств, неразрывно связанных  каждая со своей Единой Реальностью.

 

        3.Абсолютный Вечный Закон

    Абсолютное Пространство управляется АБСОЛЮТНЫМ ВЕЧНЫМ ЗАКОНОМ Законом периодического изменения качества Пространства

     В Относительных Пространствах ОН проявляется как Закон Вечного Движения, Закон Времени или ЗАКОН ЦИКЛИЧЕСКОГО  ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОСТРАНСТВА, являющийся основой непреложных (объективных) законов нашего Мира. 

     Этот Закон (Великое Дыхание) изменяет Пространство от состояния Абсолютности до проявленного, способного принять Жизнь Сознательную и Жизнь Чувствующую.

     Закон  проявляется в форме бесконечного числа спирально-циклических процессов от самых больших, до бесконечно малых на всех Планах Бытия, реализуя единственно возможный способ существования в Вечности  Единой Абсолютной Реальности.

 

         4.Время

    Исходя из того, что Закон Времени это Закон Циклического Качественного Изменения Пространства, а понятия - Качество Пространства и Качество Времени – тождественны, можно дать определение Времени.

     ВРЕМЯ – следствие Непреложного Закона Вечного Движения, которое проявляется как циклическая последовательность качественных состояний Пространства, связанных между собой причинно-следственными отношениями.

 

        5.Единая Абсолютная Реальность

   ЕДИНАЯ АБСОЛЮТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ единая с Абсолютным Пространством, существующая в вечности под управлением Вечного Абсолютного Закона, Закона Вечного Движения.

     Единая Реальность рассматривается как Четыре Вечные Категории, из которых три -    Мир Духа Вне Форм - чисто духовные несубстанциональные, а четвертая - Мир Субстанций - представленная Корнем Материи, – основа материальных форм.

 

       6.Планы Бытия

    Теософия рассматривает весь Космос на Семи Планах Бытия, из которых Три Высших – Мир Духа Вне Форм (указанные выше) и Четыре Низших – Мир Форм, Мир Субстанций это:

       1.План Прообразов; зародыши Богов.

       2.План Разума и Творчества, План Богов.

       3.План Вещественных Образований, План Духовных существ.

       4.План Материальный, План Растений, Животных, Человека.
 

        7.Дух и Материя

     Дух есть источник жизни, духовности и сознания. Материя — источник форм. Дух как Тройственная Сила ( Мир Духа Вне Форм) оживляет, одухотворяет и наделяет сознанием Материю (Субстанцию), образуя эволюционные царства от Минералов, Растений, Животных, Человека до Духов и Богов.

Дух никогда не превращается в субстанцию, это совершенно отличная от нее категория. Материальные формы взаимодействуют с аспектами Духа через проводники, и чем тоньше субстанция проводника, тем более высокие вибрации и уровни сознания и духовности воспринимаются.

         8.Творящая мощь Космоса

   ЛОГОСЫ – творящая мощь Космоса – как  исполнители Абсолютного Космического Закона  несут Великую Гармонию и  Мудрость, никогда не останавливаются,  и в соответствии с Законами Циклов качественно преображают Пространство. Теософия утверждает, что  Логосы, количество которых почти бесконечно,  как исполнители Сверхсознательной Мысли или Абсолютного Космического Закона представляют  основу Первичного Творения и, как сказано,  являются началом и концом всей эволюции.

     Мощь логосов представлена Фохатом, который есть Сила, обеспечивающая творение на Четырех Низших Планах Бытия.

        9.Вторичное Творение (Бытие)

   Вторичное Творение начинается, когда из Пространства выявлены Боги и Духовные Существа, Фохат дополнительно приобретает их разумность и творит уже в соответствии с коллективной Мудростью Богов и Дхиани Будд.  

   Далее при разворачивании Бытия процесс творения представляет  совокупность  Первичного и Вторичного Творения. При этом Первичное Творение это реализация Непреложного, (Объективного)  Закона, Закона  Циклов, а Вторичное Творение – это реализация Субъективных (Трансцендентных) законов Божественных Иерархий.

   Таким образом Теософия утверждает  действие в феноменальном Мире как ОБЪЕКТИВНЫХ (НЕПРЕЛОЖНЫХ) так и СУБЪЕКТИВНЫХ (БОЖЕСТВЕННЫХ, ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ) ЗАКОНОВ.


        10.Эволюция Царств Природы и Человека

    Эволюция Царств Природы (Минералы, Растения, Животные, Человек, Духи, Боги)  проходит на Четырех Низших Планах Бытия, в виде Малых Кругов на Семи Планетных Глобусах на нисходящей и восходящей дуге в Семи Больших Кругах Планеты.

     Человеческая эволюция проходит на Глобусе D Четвертого Круга планеты Земля. Человек проходит последовательно через семь рас и семь подрас, от первых полу-животных  до высоко духовной Седьмой Расы, которая позволяет войти  в класс Духовных Существ. 

    Главное в эволюции человека – эволюция Сознания, то есть развитие интеллекта и его одухотворение. 

    В настоящее время основная часть человечества находится в Пятой Расе 5-й Подрасе и начался переход в 6-ю Подрасу.

 

        11.Человек – троичная  семеричность    

   Троичность

      1. Дух

     2. Душа

     3. Тело

 Семеричность

     1. Высшее "Я" в человеке

     2. Буддхи

     3. Высший Манас

     4. Низший Манас

     5. Астральное тело, чувства

     6. Эфирный двойник, жизненный принцип

     7. Физическое тело

      

        12.Семеричная природа человека

  Человек имеет семеричную природу, которая реализуется через семь тел, несущих на себе отпечаток конкретного времени их рождения и соответствуют Четырем Низшим Планам Бытия.

 

        13.Человек - Время - Пространство

      Качественные характеристики Времени-Пространства, как указано выше  изначально соответствуют законам Божественной Гармонии и Мудрости.

     Человек, проходя по Кругу Времени,  своей семеричной природой  взаимодействует с различными аспектами качества Пространства-Времени, и  на сколько реальная эволюция (для Человека это эволюция физическая, психическая, ментальная и духовная) находится в согласии с Законами Времени, настолько увеличивается или замедляется скорость самой эволюции, что тождественно действию Кармических Законов. 

     Это является побудительным мотивом Эволюции на всех Планах Бытия. Таким образом, Законы Пространства-Времени определяют мотивацию и направление Эволюции Человека. Все это справедливо для всех Царств Природы ( Минералы, Растения, Животные, Человек, Духи, Боги).

 

         14.Творение человека

      Изначально Человек есть результат Творения Иерархий Духов и Богов. Низшие принципы в человеке – от Духов и Низших Богов, Сознание  – от Высших Богов.

     Боги помогают  человеку в эволюции, но основной путь он должен пройти сам, применив свою волю, устремленность и творчество.

      

         15.Перевоплощение

      Перевоплощение – неотъемлемый атрибут и инструмент эволюции; без него никакая эволюция невозможна.  

      Перевоплощается Высшее Божественное Бессмертное  Эго, «таинственное звено памяти»  Чит.

      

          16.Эпоха Рыб.
       Христианская или Западная  Цивилизация.

    Уходящая Эпоха Рыб символизирует Материальный План Бытия и управляется Седьмой Иерархией Духовных существ. Это самая материально ориентированная эпоха; время бурного развития всех сфер деятельности. Ведущая цивилизация этой Эпохи -  Христианская или Западная.

     Чтобы определить ее истоки, нужно вернуться на семь эпох назад и мы попадем в Эпоху Девы , план Астрального Света, План Шести Творящих сил (Шесть Шакти). Управляла тогда Первая Иерархия Духовных Существ, или Люцифер, чем можно объяснить характерные для этой цивилизации, мощь, агрессия, развитие интеллекта, во взаимоотношениях – право сильного.

 

          17.Эпоха Водолея.
        Русская цивилизация.

    Наступившая Эпоха Водолея управляется более духовно ориентированной Шестой Иерархией Духовных Существ.

     Эпоха Водолея - время России, которая должна стать основой Цивилизации на ближайшие 2160 лет.

     Чтобы узнать ее истоки вернемся на семь эпох назад, и это будет Эпоха Льва, Время Шамбалы, когда управляли непосредственно Боги. Поэтому утверждение, что Россией управляют Боги, недалеко от истины.

     За время этой Эпохи человек должно изжить свою животную природу и стать Человеком  с врожденным чувством совести и справедливости.

     Следующая за Водолеем Эпоха Козерога, на знамени которого Кама - Бог Любви, и эта Эпоха как Земля Обетованная примет обновленное человечество, которое приведет туда Русская Цивилизация.

Мезинова Л.Н.  
Член МТО,  член Межрегионального союза теософов "Русское Теософское Общество"
Доклад на конгрессе в С-Петербурге 17-18 ноября 2018 г.

                 

                          П а р а м и т ы 

  Учение о парамитах – это Учение о достижении Высших Добродетелей. Это Духовный Путь, целью которого является достижение Нирваны, что означает «достигнуть берега» Путём осуществления шести парамит.

 "Парамита" – (санскр.) - «переступающая пределы», «переправа», «средства спасения» - «Совершенство», превосходящее действие» [1].

  «В буддийском мистицизме –парамита – трансцендирующая способность, Сила или Энергия, овладение которой делает достижимой Нирвану» [2]. Но для этого необходима устремлённость. А устремлённость к Пробуждению рождается из ответственного решения; ответственное решение – из сострадания; сострадание – из любви; любовь – из благодарности; благодарность – из осознания доброты; осознание доброты – из осознания всех живых существ своими матерями. И эти семь этапов – поэтапное воспитание Устремлённости» [3].

   Каковы же они - парамиты – их шесть:

   1. «Дана» (санскрит) - Даяние, Щедрость – Буддизм; Милосердие - Теософия.

   2. «Шила» (пали), - Нравственность – Буддизм; Чистота - Теософия.

   3. «Кшанти» (санскрит) - Терпение - Буддизм, Теософия.

   4. «Вирья» (санскрит) – Усердие – Буддизм; Энергия - Теософия.

   5. «Дхьяна» (санскрит) - Медитация – Буддизм; Созерцание - Теософия.

   6. «Праджьня» (санскрит) - Мудрость - Буддизм, Теософия.

  «Парамиты в Буддизме разделены на относительные и окончательную. К относительным относятся пять первых парамит. Они относительны в том смысле, что включают в себя субъектно-объектные отношения и осуществляются через действия.     К окончательной парамите относится 6-я парамита – Мудрость – «Праджьня»4.

  «Парамиты нужно понимать на трёх различных уровнях, связанных с Основой, с Путём и с Осуществлением.

    1. С. Н. Неополитанский «Энциклопедия Буддизма» Википедия.

    2. А. П. Синнет «Эзотерический Буддизм» стр. 282, 283.

    3. Ч. Цонкапа «Средний Ламрим» стр. 235. 4. Р. А. Рей «Несокрушимые Истины» стр. 316.

   На уровне Основы – парамиты возникают, как вдохновляющая Идея о помощи другим. На уровне Пути – парамиты – это определённая практика, которую человек должен выполнять. Как Путь – парамиты включают в себя действия, которые полностью изменяют нормальную логику Эго. На уровне осуществления парамиты – превосходящие действия, которые выполняются осознанно без какой либо мысли или усилия, с естественной склонностью. Такие ситуации призывают к Великодушию и оно возникает с непреодолимой силой». [1] Рассмотрим парамиты в той последовательности, в какой они представлены в Теософии и Буддизме, и соотнесём их с Направлениями Пространств на Круге Времени -«Калачакре».

Первая парамита «Дана» - Даяние, Щедрость Милосердие.

  Необходимо понимать, что в Милосердии всегда присутствует альтруизм, так необходимый на духовном Пути.

   Очень интересный факт встречается в буддийских источниках – в раннем Буддизме было семь парамит и первой парамитой было Сострадание. И это было не случайно. Ведь воистину – не имея Сострадания в душе, человек никогда не станет милосердным, и не проявит Даяние, Щедрость и, конечно, ни с кем ничем не поделится…

    Е. П. Блаватская в «Голосе Безмолвия. Семь Врат»» пишет: «Вооружённый ключом Милосердия, Любви и нежного Сострадания, ты в безопасности перед входом в Первые Врата Пути. Врата те приведут тебя через воды потока на «другой берег». Каждые Врата обладают Золотым ключом, открывающим двери. Запоминай их. «Дана – ключ Милосердия и Любви бессмертной. Это Врата Пути - Дана» [2].

    В «Теософском словаре» Елены Петровны мы читаем: «Дана» - санскрит – раздача милостыни нищим, буквально «Милосердие», первая из шести парамит в Буддизме» [3].

      1. Р. А. Рей «Несокрушимые Истины» стр. 315.

      2. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 55,57.

      3. Е. П. Блаватская «Теософский словарь» стр.218.

  «Теософские Идеи о Милосердии подразумевают личные усилия ради других, личные Милосердие и доброту, личную заинтересованность в благоденствии страждущих, предупредительность и участие в их проблемах и нуждах» [1].

   На Круге Времени – «Калачакре – календаре Шамбалы» - эта парамита относится к первому Направлению Пространства, – цвет оранжевый.

   Перед входом в Колесо Медитации, перед входом в Первые Врата, устремлённый делает Первый Поклон Учителю, указавшему ему Духовный Путь. На «Калачакре» это соответствует сектору Б.Петух – Ч.Собака.

  «…Одна из самых известных мантр в Буддизме – ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ (ХУНГ) - особенно характерна для Тибетского Буддизма. Это «Шестислоговая» мантра Бодхисаттвы Сострадания Авалокитешвары, каждый слог которой соотносится с шестью парамитами. Таким образом: Слог Ом - соотносится с первой парамитой «Дана»- Щедрость, Милосердие; удаляет завесы тела; Направление Пространства – оранжевое.

  Обратимся к Буддизму. В «Среднем Ламриме» Цонкапа пишет: «…парамита «Дана» - это Даяние, Щедрость. Данная парамита рассматривается в трёх аспектах: [1]. Сущность Даяния. Это благие помысли о Даянии и побуждаемые ими деяния тела и речи. При этом совершенство парамиты Даяния не зависит от того, избавляем ли мы от бедности существ или нет. [2].

   Разновидность Даяния. Бодхисаттва – монах должен совершать: а) Даяние Дхармы. Побуждать других осознать и принять Дхарму. б) Бодхисаттва – домохозяин должен совершать Даяние вещей. в) Даяние Защиты - помощь и спасение от других людей, защита от животных и от опасности стихий. [3]. Способ освоения Даяния. Это преодоление скупости, как препятствие к Даянию. Необходимо осознать вред цепляния за имущество и пользу его отдавания.

    1. Е. П. Блаватская «Ключ к Теософии» стр. 218.

   Необходимо оборвать привязанность к телу и жизни. Если не отвязаться от них, то привязанность овладеет нами, и мы, накопив большие проступки, попадаем в дурную участь»[1]. Ещё «…парамиту «Даяние» в Буддизме называют «Великодушие». Это самая важная из относительных парамит, потому что она – основная вдохновляющая Идея Бодхисаттвы и лежит в основе всего, что он делает.

  Насчитывается четыре вида «Великодушия»:

   1. Предоставление материальных вещей тем, кто находится в нужде.

   2. Предоставление Защиты.

  3. Предоставление Любви. Многие люди в нашем мире не чувствуют Любви в своей жизни и, возможно, никогда не знали её. Те, кто не знает Любви, не могут быть внутренне спокойными, не могут испытывать моменты счастья и удовлетворённости. Такие люди чувствуют печаль, у которой нет границ и нет конца. К такому человеку призывается Бодхисаттва, чтобы открыть Любовью его сердце. Такая Любовь может излечить даже самые глубокие раны.

   4. Предоставление Дхармы» [2].

      Вторая парамита»Шила» - Чистота, Нравственность

Е. П. Блаватская в «Теософском словаре» даёт следующее определение: «Шила» (пали) - вторая Добродетель из шести парамит Совершенства. Совершенная Гармония в словах и действиях» [3]. В «Голосе Безмолвия. Семь Врат» она пишет: «Шила» - ключ Гармонии между словом и делом, уравновешивающий причину и следствие, дабы уничтожились все поводы к действию Кармы» [4].

   Там же мы читаем: «Ко вторым Вратам дорога зеленеет, но она крутая и вьётся вверх до каменистой вершины горы. Бойся страха. Страх убивает Волю и останавливает деятельность. Если не владеет странник Вторым ключом, гармонией между мыслью и делом, он потеряет устойчивость и ноги его будут изранены об острые камни скалистой тропы» [5].

      1. Ч. Цонкапа «Средний Ламрим» стр. 303-306.

      2. А. Рей «Нерушимые Истины» стр. 316.

      3. Там же. «Шила».

      4. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 55.

      5. Там же, стр. 58.


  На Круге Времени - «Калачакре – календаре Шамбалы» парамита «Шила» относится ко второму Направлению Пространства - цвет красный – Марс.

Из шестислоговой мантры слог МА - соотносится со второй парамитой «Шила» - Нравственность, Чистота; удаляет завесы речи; Направление Пространства - Марс – красное.

   Обратимся к «Среднему Ламриму» Ч. Цонкапы и разберём вторую парамиту «Шила» - Нравственность. «Парамита Нравственность включает в себя:

   1. Сущность Нравственности. Это установка на отказ на причинение другим зла и от его основы. Когда достигается состояние отказа от причинения зла, зарождается парамита Нрвственности.

 2. Разновидность Нравственности. Существует три типа Нравственности: а) Нравственность воздержания, когда принимается общее обязательство избегать естественных и запретных проступков. Отбрасывание не благих деяний тела и речи. б) Нравственность накопления добродетелей –это порождение в себе ещё не зародившихся добродетелей, не допуская упадка уже зародившихся, и взращиваем их. в) Нравственность труда на благо существ. Соблюдая Нравственность, надлежащим образом, без погрешностей осуществляем благо существ в этой и последующих жизнях.

  3. Способ освоения парамиты Нравственности. Чистая Нравственность зависит от практического знания того, что можно и что нельзя по Закону Будды. Даяние Нравственности осуществляется в том случае, если пребывая в Нравственности сам, приводишь к Нравственности других. Такова практика Нравственности. Из трёх видов Нравственности наиважнейшей является Нравственность воздержания. Если её соблюдать, то и остальные соблюдаются. Если же её не соблюдать, то и другое не соблюдается.» [1].

      1. Ч. Цонкапа «Средний Ламрим» стр. 308 – 310, 314.

  Нравственность – это основа на духовном Пути. Не случайно Учителями Человечества была дана «Живая Этика», где красной нитью проходит мысль о нравственном совершенствовании человека.

   Третья парамита – «Кшанти» - Терпение.

  Обратимся к «Теософскому словарю» Е. П. Блаватской. «Кшанти» (санскр.) – Терпение, одна из парамит Совершенства. Там же мы находим слово «Титикша» (санскр.) - буквально «Выдержка, Терпение».

   В «Голосе Безмолвия. Семь Врат» мы читаем: «Титикша» - состояние высочайшего равнодушия ко всему преходящему; состояние покорного принятия, если это нужно, того, что для всех называется «радостью и горем», при полном равнодушии физическом, умственном и душевном, как к радостям, так и к страданиям»[1].

   Терпению уделяется очень много внимания в Учении «Живая Этика» Елены Рерих. Она писала: «Терпение - есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпение нужно воспитывать. Процесс Терпения – есть напряжённость» [2].

  Е. П. Блаватская в письме Г. Олькотту пишет: «Терпение - это так же нота хроматической гаммы, звучащая продолжительнее всех, нота «до», соответствующая пурпурному цвету; высокая трепетная вибрация, для которой необходимо 679 триллионов колебаний в одну секунду и которая означает необходимость быть терпеливым, деятельным и выносливым» [3].

   В «Голосе Безмолвия. Семь Врат» Е. П. Блаватская пишет: «…В водах «Кроткого Терпения» омой душу свою, ибо ныне приближаешься ты к Вратам Кшанти, к двери благородной Силы и Терпения…. …Знай, настала последняя великая битва между Высшим и Низшим «Я». Но лишь миновал ты Врата «Кроткого Терпения», знай, что третий шаг совершён.» [4]. На Колесе Времени «Калачакра – календарь Шамбалы» парамита «Кшанти» относится к третьему Направлению Пространства – Юпитер –

     1. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 84 (примечание).

     2. Е. И. Рерих «Учение Живой Этики» АУМ, 344.

     3. Е. П. Блаватская Письмо Г. Олькотту №2.

     4. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 58,59.

символ Нисшего Манаса в семиричности человека. Слог НИ в мантре – соотносим с третьей парамитой «Кшанти» - Терпение; удаляет завесы ума; Направление Пространства – Юпитер – голубое.

     Обратимся к Ламриму и определим значение парамиты «Кшанти» - Терпение. «Эта парамита включает в себя:

   1. Сущность Терпения. Совершенная парамита Терпение – есть лишь доведённая до совершенства привычка ума не допускать в себе гнева и подобного.

  2. Разновидность Терпения. Это: а) безответственность на причиняемый другими вред; б) безропотное перенесение страданий; в) незыблемая убеждённость в Дхарму.    3. Способ освоения парамиты Терпения. Сначала нужно созерцать пользу Терпения – я буду иметь мало врагов; не буду расставаться с близкими; буду испытывать счастье и довольство; в час смерти не испытаю угрызений совести; после смерти приобрету лучшую карму. Все эти размышления и сосредоточения помогают нам освоить парамиту Терпение» [1].

   Очень глубокую мысль мы встречаем у А.Рея в «Нерушимых Истинах»: «Терпение также чувствует Пространство. Оно никогда не боится новых ситуаций, потому что ничего не может удивить Бодхисаттву – ничто. Что бы не случилось – будь это разрушительным, хаотическим, творческим, приветствующим или приглашающим, - Бодхисаттва никогда не беспокоится, никогда не оказывается шокирован, потому что он знает о пространстве между ситуацией и им самим. Как только человек узнаёт о пространстве между ситуацией и им самим, всё может происходить именно в том пространстве. Поэтому необыкновенное Терпение означает, что у нас есть плавные отношения с миром, и что мы ни с чем не боремся» [2].

    Четвёртая парамита – «Вирья» - Энергия, Усердие.

    В «Голосе Безмолвия» Елена Петровна даёт следующее определение

      1.Ч. Цонкапа «Средний Ламрим» стр. 314, 315, 323.

      2. А. Рей «Нерушимые Истины» стр. 321.

   Парамите «Вирья» - «Врата Духовной Силы» [1]. « …Парамита «Вирья» означает - усердно применять свои силы. Применение этой парамиты даёт силу, чтобы войти в нашу боль и воспользоваться её преимуществом, а не попытаться избежать её..»[2]. «…Это – радость, радостная Энергия…»[3]. « Парамита «Вирья» - Непобедимая Энергия, пробивающая дорогу из омута лжи земной к небесной Истине».

   Обратимся к «Среднему Ламриму» Ч. Цонкапы. «Парамита Усердие – «Вирья» - включает в себя три аспекта:

      1.Сущность Усердия – это безупречный энтузиазм к накапливанию добродетелей, к труду на благо существ.

   2.Разновидности Усердия - бывает трёх видов: а) Усердие «панциря» - это духовный «панцирь» вдохновения, т.е. – я не оставлю Усердия из-за менее долгих, гораздо меньших страданий. б) Усердие в накоплении благих качеств. в) Усердие в труде на благо существ.

     3. Способ освоения парамиты Усердие. Что бы освоить эту парамиту необходимо: а) размышления о пользе Усердия. б) размышления об ущербности лени. в) избавление от фактов препятствующих Усердию. г) применение силы стремления, силы стойкости, силы отдыха» [4].

   «Усердие – неугасающий энтузиазм в работе для блага других» [5]. На Круге Времени «Калачакре – календаре Шамбалы» парамита «Вирья» относится к четвёртому Направлению Пространства Венера, цвет синий - символ В. Манаса в семиричности человека.

   В «шестислоговой» мантре слог ПАД мы соотносим с четвёртой парамитой «Вирья» - Усердие, Энергия; радостное усилие; удаляет завесы мешающих эмоций; Направление Пространства – Венера – синее.

     1. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 65.

     2. А. Рей «Нерушимые Истины» стр. 321.

     3. там же, стр. 322.

     4. Ч. Цонкапа «Средний Ламрим» стр. 324-329.

     5. Ч. Цонкапа «Ламрим» 1т . стр. 61.

    Пятая парамита – «Дхиана» - Созерцание, Медитация.

   Необходимо отметить, что парамита «Дхиана» - это последняя парамита из пяти относительных. Напомню ещё раз, что парамиты «считаются относительными в том смысле, что включают в себя субъектно – объектные отношения и осуществляются через действия» [1].

  Обратимся к «Теософскому словарю» Е. П. Блаватской. «Дхиана (санскр). В Буддизме - одна из шести парамит Совершенства, состояние абстракции, погружения, которое возносит практикующего её значительно выше плана чувственного восприятия и за пределы мира материи. Буквально «Созерцание». Шесть стадий Дхианы отличаются степенями отрешения личного Эго от чувственной жизни».

   В «Голосе Безмолвия. Семь Врат» мы читаем: «Дхьяна (санскрит), Samtan (тибет) –состояние медитации или погружение души в объекты духовного мира…» [2]. «…Ты на стезе, ведущей к Пристани Непрестанного Созерцания (Дхьяна) к Вратам Духовного Прозрения (Вратам Боддхи)… На «Пути Созерцания» ты в безопасности – там великое воздаяние обретается немедленно» [3]. Там же, в «Голосе Безмолвия» мы находим: «Дхьяна. Золотая дверь её, раз отверзтая, ведёт Безгрешного в Царство Абсолютного и к его Непрестанному Созерцанию» [3].

   Обратимся к Буддизму и посмотрим, что же нам говорит Великий Цонкапа « Парамита «Дхиана» - Медитация – включает в себя три аспекта:

      1. Сущность Медитации – это безмятежность.

  2. Разновидность Медитации. Медитация, по сущности двояка: мирская и немирская; по видам медитация трояка: это безмятежность, проникновение и их сочетание. Медитация подразделяется по воздействию: а)приносящая блаженство; б) создающая Достоинства; в) исполняющая благо существа.

   3. Способы освоения – это размышление о пользе осваивания….»

     1. А. Рей «Нерушимые Истины» стр. 316. 2. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 81 (примечание).

       3. Там же стр. 65. 4. Ч. Цонкапа «Средний Ларим» стр. 330,331.

   В буддийских источниках мы читаем: «Медитировать без знания Дхармы – всё равно, что восходить на гору, не имея ног. Знание Дхармы без медитации подобно погоне за радугой. Итак, не впадайте в крайность. Советуем знать: когда, где, как, с кем и зачем медитировать» [1].

   О Медитации и о Созерцании очень много материала как в Буддизме, так и в Теософии. На мой взгляд, эти два духовных термина, по сути своей, очень отличаются друг от друга, но это уже отдельная тема. Давайте вдумаемся…

   Медитация – поэтапное достижение определённых состояний сознания, ведущее к Просветлению; это Путь к Созерцанию, а Созерцание, пишет Елена Петровна – это: «состояние «Самадхи» - название духовного экстаза, состояние полного транса, вызванного посредством мистической концентрации» [2].

 В Теософском словаре она добавляет: «Самадхи (санскр.) – состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов сам – адха, «само –обладание» [3].

   В «Голосе Безмолвия» мы читаем: «Дхъяна – последняя ступень на земле перед достижением всех свойств высокого Адепта. На этой ступени йог ещё сохраняет духовное самосознание и деятельность своих высших принципов, но ещё один шаг и его сознание перейдёт на высший План духовного Бытия» [4].

   В «Махамудре» Далай Лама 14 очень хорошо описывает шесть методов медитации. Он считает, что только после этих шести методов происходит погружение в состояние Самадхи или Шамадхи.

  На Круге Времени «Калачакре – календаре Шамбалы» парамита «Дхиана» относится к пятому Направлению Пространства Меркурий – цвет жёлтый. Этому Направлению Пространства и парамите «Дхъяна» соответствует слог МЕ – удаляет завесы тонких привычных тенденций; Пространство – Меркурий – жёлтое.

   

       1.Д. Тинлей «Тибетский лунный календарь 2010-2011 гг» стр. 52

       2. Е. П. Блаватская «Ключ к Теософии» стр. 305.

       3. Е. П. Блаватская «Теософский словарь» - (Самадхи).

       4. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 76 (примечание 60)

  Приведу ещё одну очень важную и глубокую цитату из «Голоса Безмолвия»: «Бесстрастно и спокойно соскользнёт Странник в поток, ведущий к Нирване. Он знает, что после семи коротких и быстротечных воплощений Нирвана будет его уделом»1. Давайте рассмотрим этот последний шаг на Пути к Адептству.

Шестая парамита – «Праджьня» - Мудрость

  В «Теософском словаре» Е. П. Блаватской мы встречаем слово «Прагна или Праджна – (санскрит). Синоним слова Махат. Вселенский Разум Способность к восприятию. Сознание» [2].

    В «Голосе Безмолвия» она пишет: «Праджьня, ключ к которой приведёт человека к Богоподобию, создавая из него Бодхисаттву, сына Светозарных.

Таковы Золотые ключи, отмыкающие Врата конечного Познания. Раньше, чем ты приблизишься к последнему входу, должен ты овладеть Совершенством высоких Добродетелей, число которых шесть и десять» [3].

   Далее она добавляет: « Для священнослужителей кроме означенных шести Добродетелей – Милосердие, Чистота, Терпение, Энергия, Созерцание и Мудрость – требуется ещё: употребление правых средств; наука; Благочестивые обеты; сила принятого решения (Эйтель, китайский Буддизм)» [4]. И получается десять…

На Круге Времени «Калачакре» парамиту «Праджьня» - Мудрость - соотносим с шестым Направлением Пространства – Фиалетовое – Нирвана, а так же соотносим слог ХУМ – «удаляет завесы, скрывающие Знания».

    Обратимся к Буддизму и проанализируем понятие парамиты Мудрость.

«Шестая, Праджьня парамита, известна, как окончательная, потому что это недвойственное понимание истинной природы действительности. Это абсолютно прямое и неумозрительное состояние, в котором идеи субъекта и объекта исчезли и человек находится лицом к лицу с глубокой Пустотой» [5].

    1. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 68.

    2. Е. П. Блаватская «Теософский словарь» - Прагна.

    3. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 56,69.

    4. Там же стр.79 (примечание 89). 5. А. Рей «Нерушимые Истины» стр. 324.

   Что же включает в себя парамита Праджьня - Мудрость? «Она характеризуется тремя аспектами:

   1. Сущностью Мудрости – это проникновение.

 2. Разновидностями Мудрости – их насчитывается три вида: а) Мудрость постижения абсолютного… б) Мудрость постижения относительного… в) Мудрость постижения того, что делать для блага существ в этой и последующих жизнях.      3.Способом освоения парамиты Мудрости: а) размышления о пользе Мудрости; б) размышления о вреде отсутствия Мудрости; в) наделение Мудрости шестью парамитами» [1].

   Там же в «Среднем Ламриме» Цонкапа пишет: « Какова же должна быть мотивация при достижении парамиты Праджьня – это Стремление ради всех живых существ зародить истинное Устремление и Воззрение. Другого Пути для зарождения проникающей Мудрости для ищущих Просветления просто нет» [2]. Далай Лама 14 в своём труде «Путь Блаженства» пишет: «Мудрость – это постижение Пустоты. Всеведение – это Мудрость, способная к прямому восприятию явлений одновременно как на абсолютном уровне, так и на общебытовом уровне» [3].

  Е. П. Блавтская в «Голосе Безмолвия. Семь Врат» писала: «Истинно. Поток перейдён. Ты получил право на облачение Дхармакайи» [4].

  Там же, в «Голосе Безмолвия» мы читаем: « В начале Путь Един ( и мы его рассмотрели по парамитам и Направлениям Пространств). Но в конце Он раздваивается на Два Пути – это «Явная Стезя» и «Тайная – Сокровенная Стезя». Первая – «Явная Стезя» - даёт возможность покинуть тело и вступить в трижды облачённое состояние Дхармакайя, которое влечёт за собой вечное забвение мира и людей. Это первый Путь.

   1. Ч. Цонкапа «Средний Ламрим» стр. 330-338.

   2. Там же стр. 12

   3. Далай Лама 14 «Путь Блаженства» Википедия.

   4. Е. П. Блаватская «Голосм Безмолвия. Семь Врат» стр. 69.

    Вторая Стезя - «Сокровенная» - это отречение от Себя, от Блаженства Дхармакайи и возврат к сынам скорбной Земли… Человек отрекается от «Себя ради спасения Мира. СПАСИТЕЛЕМ МИРА нарекают Его»[1]. Это второй Путь.

Рассмотрим Седьмые Врата из «Голоса Безмолвия». Шесть Врат из Семи соотносятся с шестью Направлениями Пространства, с шестью парамитами и с шестью слогами Мантры соответственно. Мы это рассмотрели. Седьмые Врата – это отречение и возврат на Землю – «Тайная Стезя», а так же и уход в Нирвану «Явная Стезя». И то и другое – это Седьмые Врата для Странника, выбравшего свой Путь. «Тайная Стезя» - Седьмые Врата и «Явная Стезя» тоже Седьмые Врата. Каждый Странник выбирает свой Путь и проходит Семь Врат, которые мы рассмотрели.

   Странник, пройдя Духовный Путь и Седьмые Врата, делает Второй Поклон, но уже «Чудесному Существу» - «Инициатору», ВЕЛИКОЙ ЖЕРТВЕ, МАХА – ГУРУ, о котором так трепетно пишет Елена Петровна в «Тайной Доктрине» в 1 т. в 6 Станце 7 шл. Этот Поклон делается в этом же секторе «Калачакры» - Б. Петух и Ч. Собака. Это очень важный эзотерический и оккультный момент. Мы этот сектор, проживаем секундами, минутами, часами, днями, неделями, месяцами, годами, 100 л-ми, 1000 л-ми, эпохами, Рассами и др. циклами. Это очень важно осознать!

   Подведём итог. Мы с вами рассмотрели шесть парамит, так глубоко и подробно описанных в теософских и буддийских источниках. Изучая «Калачакру – календарь Шамбалы» и согласно Буддийскому Учению, мы соотносим каждому Направлению Пространства определённую парамиту и определённый слог мантры ОМ МА НИ ПАД МЭ ХУМ, рассматривая Колесо Времени по часовой стрелке, как мы Его проживаем.

Союз Знания качества Направления Пространства и период Времени проживания Человечеством этого качества, а так же Знание о шести парамитах, дают возможность каждому духовно устремлённому человеку пройти этот сложный Путь самосовершенствования и самопознания.

       1. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Семь Врат» стр. 52.

    Великий Ч. Цонкапа завещал: «Средствами достижения Пробуждения являются шесть парамит. Последовательность парамит до их действительного освоения – очень важна…».

    Закончу теми же словами Е. П. Блаватской. Они уж очень соответствуют теме. В последних записях она писала: «Есть Путь крутой и тернистый, полный всевозможных опасностей – но всё же Путь и Он ведёт к Сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти Тех, кто покажет вам Тайный Ход, ведущий вовнутрь. Того, кто неустанно пробивается вперёд, ждёт награда несказуемая: Сила – даровать Человечеству Благословение и Спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут другие жизни, в которых может прийти успех».

     Желаю нам всем пройти свой Путь и достичь Истинного Пробуждения!

Составила Мезинова Л.Н. Санкт Петербург.

Член М.Т.О; член Межрегионального Союза Теософов «Русское Теософское Общество».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. П. Блаватская «Голос Безмолвия. Два Пути»; пер. с англ. М. Алетейна; Москва; «Новый Акрополь»;2004 г. 2. Е. П. Блаватская «Теософский словарь»; пер. с англ. Е. П. Инге; Москва; «Сфера»1994 г. 3. Е. П. Блаватская «Ключ к Теософии»; пер. с англ. В. С. Зуевой; Москва; «Сфера»;1993 г. 4. Е. П. Блаватская. Письмо Г. Олькотту № 2; Теопедия. 5. Е. И. Рерих «Учение Живая Этика»; «А У М»; СПб. «Просвещение»; 1993 г. 6. А. П. Синнетт «Эзотерический Буддизм» пер. с англ. Ю. А. Хатунцева; Москва; «Сфера»; 2011 г. 7. Ч. Цонкапа «Ламрим» 1т.; пер с тиб. А. Кугявичуса; С.П.б; «Нартанг»; 1994 г. 8. Ч. Цонкапа «Средний Ламрим»; пер. с тиб. А. Кугявичуса; Москва; «Сохраним Тибет»; 2015 г. 9. Далай Лама 14 «Путь Блаженства»; пер. с тиб. С Хос. 10. С. Н. Неополитанский «Буддизм»; СПб; «Институт метафизики»; 2009 г. 11. А. Рей «Нерушимые Истины»; пер. с англ. О. Максименко; «Астрель» 2004 12. Д. Тинлей «Тибетский лунный календарь 2010-2011 гг»; Улан – Уде; «Ч. Цонкапа»; 2012 г.

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now