Вопросы  Теософии        

                       Октябрь 2018 г. № 10

     Cодержание

1.Нирвана Мезинова Л.Н.

Мезинова Л.Н.

Член М ТО, член Межрегионального союза теософов "Русское Теософское Общество".

 

Н и р в а н а 

   «Я старалась, как могла, убедить теософов, пробудить в них ощущение, что есть только одна Реальность, что Она вездесуща, что Она не была и не будет. Она всегда есть. Но, если понято, что мы вышли из Этого, что мы существуем в Этом и, что рано или поздно, мы должны вернуться в Это, все остальное становится легко» (Е.П. Блаватская).

   «Ничто не вечно и не неизменно, кроме сокрытого Божества. Ничто конечное – что имеет свое начало и должно иметь конец – не может оставаться постоянным. Оно (конечное) должно развиваться или увядать, а Душа, которая жаждет воссоединения со своим Духом, который единственный дает ей бессмертие, должна очистить себя через циклические перевоплощения по направлению к той единственной Земле Блаженства и Вечного Отдохновения, названной в «Зогаре» - «Чертогом Любви»; в индусской религии - «Мокша»; у гностиков - «Плерома Вечного Света», а у буддистов - «Нирвана», и все эти состояния временны, не вечны.

    Когда Дух, на языке буддистов, входит в Нирвану, он утрачивает объективное существование, но сохраняет субъективное бытие. Для субъективных умов это превращение в НИ - ЧТО. Таким образом, Нирвана означает безусловность индивидуального бессмертия в Духе, но не в Душе, которая, хотя и «древнейшая из вещей», тем не менее, вместе со всеми другими Богами - конечная эманация в формах и индивидуальности, если не в субстанции» (Е.П. Блаватская).

   «Нам известно, что Будда говорил, что даже Нирвана – в конечном итоге – всего лишь Майя, или иллюзия. Но Господь Будда основывал свои утверждения на Знании, а не на домыслах» (Е.П. Блаватская).

  «Нирвана приходит к тем, кто поднялся над всеми иллюзиями и понял высочайшее единство Всего. Тогда ее можно принять, но если Она принята для себя, оставляя других в болоте жизни без помощи, она становится великим эгоизмом, который позднее приведет к расплате в какой-то другой манвантаре» (У.К. Джадж).

  «Существует два метода достижения Нирваны, один эгоистичный, а другой – бескорыстный. Но в данном случае слово «эгоистичный», поистине, означает бескорыстность среди нас. Оно касается очищения от эгоизма того человека, который совершает бескорыстные действия, чтобы достичь того, что в результате всех анализов, является эгоистичным, ибо это делается ради пользы вовлеченного в это человека. Но никто не учил, что человек может ставить себе цель достичь Нирваны, работая для своего эгоистического продвижения. Он не достигнет Ее за счет другого. Следовательно, эгоистичность в получении Нирваны, которую достигают не за счет кого-то другого, сильно отличается по качеству от той, которую мы обычно называем эгоистичностью. Фактически утверждается, что в определенный момент развития высоко духовный человек может сразу оказаться в Нирване благодаря своему мгновенному личному желанию достичь этого состояния» (У.К. Джадж ).

  «Под Нирваной подразумевается «Высшее Освобождение», и это неясное определение означает то, что теисты назвали бы «растворением в Боге», а атеисты – «Небытием, НИЧТО». Нирвана знаменует собою освобождение от существования, от дальнейших рождений, прекращение всех страданий и описывается как «по ту сторону» Сансары – ее антипода, вне Времени, Пространства или Силы. Даже в этом мире человек может на несколько мгновений вознестись в Нирвану, предаваясь божественной медитации и будучи совершенно бескорыстным» (Е.П. Блаватская).

«Что делает Нирвану достижимой? Речь идет о шести парамитах (санскрит) – буквально «совершенств». В буддийском мистицизме парамита – трансцендирующая способность, сила или энергия, овладение которой делает достижимой Нирвану» (А.П. Синнетт).

  «Каковы они шесть парамит – или Достижений Пробуждения – это «милосердие, чистота, терпение, энергия, созерцание, мудрость» (Е.П. Блаватская).

«Необходимо знать, что ничто не подавляется в Нирване и ничто не уничтожается. Сущность Нирваны состоит просто в угасании всех построений нашего воображения, угасания всех желаний и угасание сознания. Простой пример этого угасания – угасание света лампы. Но даже этот пример следует понимать, как иллюстрацию той идеи, что сознание совершенно угасает в чем-то, что продолжает существовать.

Тот, кто действительно желает достичь Нирваны, должен прежде всего освободиться от воображаемой Множественности. В самом деле, сам Нагарджуна говорил, что нет границы между феноменальным миром по одну сторону и Абсолютом по другую сторону.

   Где предел Нирваны – там предел Сансары,

   Между ними нет черты, нет ни тени различия.

   Нирвана не имеет двойственности, иначе была бы взаимозависимость. Нирвана – это не Множественность, а Мировое Единение. Нирвана не имеет причины, она беспричинна. Нирвана, как Абсолют, не имеет ни начала, ни конца» (Б.Д. Дандарон).

«Нирвана есть состояние, наступающее после того, как ограниченность и несовершенство отдельного личного бытия уничтожены, когда сознание слилось с Мировым Сознанием, а личные чувства с самочувствием Мировой Души. Достигнув Нирваны, человек, не теряя индивидуальности, начинает сознавать себя во всем Сущем и все Сущее в себе. Нирвану вернее всего назвать полнотою сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной.

   Это совершенное и всеведущее состояние христианский мистик Силезиус выразил так: «Я столь же велик, как Бог. Он столь же мал, как я…

   Я сам есть Вечность: освобожденный от действий времени, я сливаюсь с Богом и Бога сливаю с собой…» (Е.П. Блаватская).

   Эта цитата всегда ассоциируются с мыслями Пьера Безухова в романе «Война и Мир» Л.Н. Толстого: «Поймали меня… Кого? Меня! Меня? Меня – мою бессмертную Душу..!». Леса и поля невидимые прежде вне расположения лагеря, открывались теперь в дали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, вглубь уходящих, играющих звезд… «И все это мое, и все это во мне, и все это я…!» - думал Пьер – «И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками…!?» - он улыбнулся и пошел..» (Л.Н.Толстой).

    «Нирвана – это очищение ума, его восстановление в первоначальной или лучезарной прозрачности. Когда, благодаря правильности отражения, мы освобождаемся от всех предрассудков, возникает Знание, свободное от иллюзий, которые принимают форму объектов, и оно (Знание) называется – великое сосредоточение (маходая), величественное возвышение или освобождение» (Б.Д. Дандарон).

   «Нирвана (санскрит) – это состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего Высшей Степени Совершенства и святости в жизни, входит после смерти тела, а, иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни» (Е.П. Блаватская).

   «Существует тройная форма состояния Нирваны и его соответствующей длительности в «Цикле-не-Бытия» (Е.П. Блаватская).

    «Тройная форма состояния Нирваны – это три Тела Будды. Их суть: 1.Нирманакайя (Пру-лпай-Ку, по-тибетски), в котором Бодхисаттва после вступления, благодаря шести парамитам, на путь к Нирване появляется людям, чтобы учить их. 2.Самбхогакайя (Дзог-пай-Ку), Тело Блаженства, непроницаемое для всех физических ощущений, получаемое тем, кто выполнил три условия нравственного совершенствования. 3.Дхармакая (Чос-Ку) - Нирваническое Тело.

   Хотя Гаутама Будда пребывает в Нирване, Он оставил за собою Нирманакайю (Бодхисаттву), чтобы продолжать работу после него» (Е.П. Блаватская).

  «Будда Шакьямуни. Он достиг состояния Будды (Просветление, Высшая степень Знания), т.е. полного Просветления. Он отказался от Нирваны и оставил одеяние Дхармакайя, чтобы остаться «Буддой Сострадания» в пределах несчастий этого мира» (Е.П. Блаватская).

 «Сострадание – это не качество; оно Закон из Законов, Вечная Гармония, сама Алайя, безграничная вселенская Сущность, Свет, пребывающей Правды, Лад вещей, Закон Вечной Любви…» (Е.П. Блаватская).

«Концепция о тройном Теле или одеяниях: Нирманакайя, Самбхогакайя и Дхармакайя, - самая величественная доктрина эзотерической философии» (Е.П. Блаватская).

Начнем с состояния сознания Дхармакайя.

   «Согласно традиции Махаяны и Ваджраяны, - это состояние сознания, полностью свободное от двойственности и открытое для Знания всех вещей. Это состояние так же известно, как Пустотность, Татхата (таковость, пустота) и Ятхабхута (открытие подлинной Реальности). Тот, кто узнал эту Дхармакайю, узнал Будду в Высшем понимании, и сам стал Буддой. Обретя состояние Дхармакайи, Всезнающее Сознание способно производить два Тела: Самбхогакайю и Нирманакайю» (А. Дудник).

   «Дхармакайя (санскрит) - буквально, «Прославленное Духовное Тело», названное «Одеянием Блаженства». Третье или Высшее из Трикай (трех Тел), атрибут, развитый каждым Буддой, т.е. каждым Посвященным, который прошел или достиг конца того, что называется «Четвертым Путем» - (в эзотеризме - «Шестые Врата», предшествующие вступлению в седьмые). Высшее из Трикай, метофорически представленное в буддийском аскетизме, как Одеяние или Покров Светящейся Духовности» (Е.П. Блаватская).

  «Уровень Дхармакайи представлен Божественным Светом и характеризуется абсолютным отсутствием формы. Дхармакайя - это изначальная Просветленность, присутствующая в потоке сознания всех разумных существ, которую так же называют Природой Будды, Татхагатогарбхой и Ади-Буддой. Символические изображения этого уровня сознания довольно редки и встречаются, в основном, в традиции тибетской школы Ниньгма-Па» (А. Дудник).

  «Ади-Будда (санскрит) - Первый, Наивысший Будда, Вечный Свет» (Е.П. Блаватская).

«Татхагата (санскрит) - Тот, который подобен Грядущему. Тот, кто является Грядущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов Гаутамы Будды и самый высший» «Татхагата - достигший Таковости, Истины, Абсолютной Истины Будды» (Е.П. Блаватская).

«Татхагатагарбха - «семена Будды»; «зародыши Будды»; «матрица «Татхагаты»; «Вместилище Учения Будды» (А. Дудник).

  «Хотя Дхармакайя и характеризуется отсутствием формы, тем не менее это состояние называют - «Тело Дхармы»; аспект Пустоты буддовости; «Духовное Тело»; «Тело Истины»; «Тело Блаженства»; «Тело Явленное»; «Абсолютный Простор». Более строго Дхармакайя определяется как «37 Дхарм Пробуждения» (Ч. Цонкапа).

    «Те Бодхисаттвы, которые стремятся к облачению Дхармакайя в целом ряде жизней, носят имя Пратьека - Будд. У северных буддистов Пратьека -Будды есть синоним духовного эгоизма. Не заботясь о страдании человечества и думая только о своем собственном блаженстве, они вступают в Нирвану - Дхармакайю и теряются для людей» (Е.П. Блаватская).

  «Пратьека - Будда (санскрит) - степень, принадлежащая исключительно школе йогачарья. Йог - «без Учителя и без спасения других» - с помощью одной лишь силы воли и соблюдений условий технического порядка, индивидуально достигает разновидности номинального состояния Будды; никому не принося пользы, но эгоистично работая лишь для собственного спасения и для самого себя. Это один из трех путей к Нирване и самый низший» (Е.П. Блаватская).

   «Нирвана «без остатка» - высочайшее состояние Дхармакайя, в котором прибывают совершенно вне каких бы то ни было земных условий - то больше не возвращаются до наступления новой манвантары, т.к. шагнули за пределы цикла рождений» (Е.П. Блаватская).

   «Дхармакайя – это вневременная, внепространственная, безусловная, Абсолютная Реальность. Эта Нирвана - эхо Абсолюта» (Б.Д. Дандарон).

  «Дхармакайя - Будды имеют два аспекта: джнянадхармакайя и свабхавикакая

   (Ясносветная Мудрость Великого Блаженства)» (Ч. Цонкапа).

   «Джняна - недвойственное осознание» (Ч. Цонкапа).

   «Джняна - Знание, Высшее Божественное Знание» (Е.П. Блаватская).

   Елена Петровна дает еще такое определение, как - «Дхиани-Будды -Дхармакайи - «сущностный Боддхи» - именно Боддхи или Дух состояния Будды. Не Будда смертный, а его абстрактный принцип Божественной Мудрости, символизируемый Ади-Буддой, вездесущ, растворяется в своей предвечной однородной сущности и погружается в нее» (Е.П. Блаватская).

   «Дхармакайя – Ум Будды – пребывает в единстве с Реальностью явлений, никогда не отходя от нее» (Ч. Цонкапа).

«Мудрое сознание Будды, постигающее все явления, совсем иначе воспринимает формы, звуки и прочие объекты, кажущиеся самосущими тем, кто не избавился от неведения. Они, (формы, звуки и т. д.) лишь отражаются в сознании Будды в таком виде, как их воспринимают те омраченные неведением индивиды. Такое видение не является ошибочным – не значит, что Мудрое сознание омрачено; оно (видение) исходит из необходимости знать, охватить этим сознанием всю сферу познания. Указано, что Будда никогда не выходит из Самадхи, в котором отсутствует двойственное видение» (Ч. Цонкапа).

    Состояние сознания Дхармакайя имеет возможность превращения в Самбхогакайю и Нирманакайю.

  «Самбхогакайя – это, конечно, тоже состояние сознания, которое продолжает существовать, становится субъектом, который и наслаждается. Он Бог на небесах, имеющий имя и образ, Всеведущий, Вездесущий, Всемогущий, Ади - Будда, Высший над всеми Буддами» (Б.Д. Дандарон).

   «Самбхогакайя (санскрит) - одно из трех «Одеяний» Славы или Тел, приобретаемых аскетами на «Пути». Буквально, «Тело Возмещения» (Е.П. Блаватская).

Елена Петровна дает такое определение: «Дхиани – Бодхисаттвы – самбхогакайи – предвечные Лучи Всемирного Боддхи» (Е.П. Блаватская).

   «Боддхи (санскрит) – Воспринимающий ум, тогда как Буддхи – есть потенциальность ума» (Е.П. Блаватская).

  «Самбхогакайя Будда обладает четырьмя основными характеристиками, или четырьмя печатями, или мудрами: 1. Все составные вещи преходящи. 2. Все эмоции суть страдание. 3. Все явления пусты и не имеют самосущего (независимого) бытия. 4. Нирвана лежит за пределами крайностей.

  Будда Самбхогакайя имеет 10 сил Будды, 32 основных и 80 второстепенных признаков Будды; находясь в этом мире, пребывает в состоянии Абсолютного Покоя и Блаженства. Самбхогакайя – «Тело Совершенного Блаженства», Тело, состоящее только из «Света», обладает очень Высокой Степенью Чистоты и доступно восприятию только Просветленных Бодхисаттв» (Ч. Цонкапа).

«Самбхогакайя – «Тело Наслаждения» - есть игра просто ветра и сознания» (Ч. Цонкапа).

«Ветер, Воздух и Дух – всегда были синонимами у всех народов и замещающими друг друга – Дыхание Жизни» (Е.П. Блаватская).

   «Самбхогакайя – тоже, что и Нирманакайя – продолжает жить в эфирном теле, но с прибавлением Славы «Трех Совершенств», одно из которых – полное угасание всех земных забот» (Е.П. Блаватская).

   «Итак, большинство Божеств, Будд и Бодхисаттв буддийского пантеона находятся на уровне Самбхогакайи и недоступны непосредственному восприятию обычного человека. Изображения их являются символическими и имеют определенные воспитательные функции. Они способствуют развитию более высокой концентрации, воплощают собой духовные идеалы и указывают на негативные стороны человеческой природы, с которыми необходимо беспощадно бороться. Изображения трансцендентных существ используются не как объекты поклонения, а как инструменты для медитации и саморазвития, служащие мостиком между состоянием обыденного сознания практикующего и Высшим, Просветленным, которого практикующий желает достичь» (А. Дудник).

  «Самбхогакайя – «Тело Наслаждений», а наиболее плотные ее формы – Нирманакайи, среди которых есть физически ощутимые и неощутимые» (Ч. Цонкапа).

«Состояние сознания Нирманакайя является эманацией Будды (Просветленного и т. д.) и может быть физическим телом, видимым и осязаемым для обычных людей. Таких тел у Просветленного существа, познавшего Пустоту и способного к любым материальным и нематериальным трансформациям, может быть бесчисленное количество. При этом, одно из них считается Высшим телом Нирманакайя, т.е физическим телом Будды (Просветленного), имеющим 32 первичных и 80 вторичных признаков. Будда (Просветленный) рождается как человек и проходит через 12 основных ступеней жизни – нисхождение, зачатие, рождение, достижение успехов в искусствах, женитьба, отречение, период аскетизма, просветление, победа над злом, становление, поворот Колеса Дхармы, Нирвана. К этой категории относятся исторические Будды – Шакъямуни, Дипамкара (предшественник Гаутамы) и др.» (А. Дудник).

   «Эзотерическая Школа учит, что Гаутама Будда с несколькими из своих Архатов есть такой Нирманакайя. Выше него, вследствии его великого отречения и жертвы для человечества, нет никого…» (Е.П. Блаватская).

    «Другая форма Нирманакайя – это категория Гуру и Махасиддхов, подобных Далай Ламе, которые перерождаются необходимое количество раз для того, чтобы вести земных существ по Пути Просветления. Еще одной формой Нирманакайи является Тело, созданное для особых целей, к примеру, для того, чтобы продемонстрировать кому - либо непостоянство этого мира, увядание красоты и т.д» (А. Дудник).

«Нирманакайя, хотя буквально и означает «Преображенное Тело» - есть состояние, предпочитая его Дхармакайя, или Абсолютному Блаженству. Но, как Нирманакайя, человек покидает лишь свое физическое тело и сохраняет все остальные «принципы», за исключением камического – ибо он вырвал его навсегда из своей природы в течении жизни, и тот никогда не может воскреснуть в его состоянии. Человек поступает так потому, что Дхармакайя разделяет его навсегда с миром форм, даруя ему состояние эгоистического блаженства, в котором не может участвовать ни одно живое существо, и, таким образом, Адепт лишается возможности помогать человечеству. Нирманакайя становится членом того невидимого Воинства, которое постоянно защищает и держит дозор над Человечеством в кармических пределах» (Е.П. Блаватская).

  «Санта – Татхагата (санскрит) – Главные семь Нирманакайя среди бесчисленных древних охранителей мира» (Е.П. Блаватская).

  «Санта (санскрит) – буквально «Спокойствие…» (Е.П. Блаватская). «Татхагата» - «Тот, который подобен Грядущему; является Грядущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов Гаутамы Будды и самый Высший, поскольку Первый и Последний Будда были прямыми непосредственными Аватарами Единого Божества» (Е.П. Блаватская).

  «Защитная стена – название вознесенных Адептов и святых, которые защищают и помогают человечеству. Это есть, так называемая, доктрина «Нирманакая» в северном мистическом буддизме» (Е.П. Блаватская).

  «Татхагата – Гупта (санскрит) – Тайный или сокрытый Татхагата, или «Охраняющий, Защищающий Будда»; относится к Нирманакайям» (Е.П. Блаватская).


  «Стена Охранителей» или «Сторожевая стена» - Учение говорит, что соединенные усилия многих поколений йогов, Святых и Адептов, в особенности Нирманакайя, создают как бы охранную стену вокруг человека, которая ограждает его невидимо от худших бед, от усилий злых сил, направленных на погибель человеческого рода» (Е.П. Блаватская).

  «У Нирманакайя нет материального тела, т. к они его переросли (отбросили); но они остаются другим образом, со всеми своими принципами организации в астральной жизни и в нашей сфере жизнедеятельности. И такие действительно могут общаться с немногими избранными, но, конечно, не с обыкновенными медиумами» (Е.П. Блаватская).

   «Нирманакайя, или тот, кто достиг Нирваны «с остатком», т.е. тот, который облачен в тонкое тело, которое делает его непроницаемым для всех внешних впечатлений и для всех ментальных чувствований и в котором понятие своего Эго не исчезло целиком – может это сделать, т.е. возвращаться на землю для реинкарнации. Каждый восточный оккультист осведомлен о том факте, что имеются Нирманакайя двух родов – Естественные и Считаемые. Естественные представляют собой название или эпитет, применяемый к состоянию высокого Аскета или Посвященного, который достиг стадии Блаженства, уступающей только Нирване (Дхармакайе), тогда как Считаемые Нирманакайя означают самопожертвование человека, который добровольно отказывается от Абсолютной Нирваны (Дхармакайи) для того, чтобы помогать человечеству и продолжать делать ему добро, спасать людей – собратьев, руководствуя ими» (Е.П. Блаватская).

  «Апполоний Тианский был Нирманакайя – Божественное воплощение. Прокл единожды испытал это Божественное состояние» (Е.П. Блаватская).

   «Нирманакайя (Тело эманации или Явленное Тело Будды) может быть четырех видов:

  1.Высшее Явленное Тело – Нирманакайя, его примером может быть Будда Шакъямуни, исторический Будда, совершивший 12 деяний Будды, среди которых рождение в избранном им месте и т.д.

   2.Творческое Явленное Тело Великого Просветления – Нирманакайя, с помощью которого Будды служат другим, проявляясь как ремесленники, художники и т.д.

  3.Воплощенное Явленное Тело – Нирманакайя, с помощью которого Будды проявляются в различных формах, например в образе людей, Божеств, рек, мостов, целебных трав и деревьев, чтобы помогать другим существам. 

    4.Соделанное Явленное Тело – воплощения духовных наставников, которые в Тибете распознаются и именуются «Тулку» (Далай Лама). «Тулку – тибетский перевод санскритского термина Нирманакайя. Используется как почетный титул и общее наименование для признанных перерождений лам, которых находят и обучают с раннего детства…» (Патрул Ринпоче).

   «Тибетская традиция, следуя индийской, утверждает, что не все Учения были созданы Буддой Шакъямуни в его обычном физическом теле. Будда Шакъямуни обладал не только смертным физическим телом, но и тремя Кайя. Первое – Нирманакайя – его физическая конкретная форма, видимая обычным людям. Второе - Самбхогакайя – Идеальное Духовное Тело, имеющее форму, цвет и Свет, но не имеющее материальности, в котором Будда, как полагают, путешествует по небесным царствам, чтобы преподавать Дхарму. Самбхогакайя обычно видима только людям, имеющим значительные духовные достижения. Третье – Дхармакайя, Абсолют, Окончательная Реальность, которая определяет природу понимания самого Будды. Что же превращает Гаутаму в Будду? Это факт, что Он является определенным человеческим воплощением Окончательной Реальности, Дхармакайи. Его неотделимость от этой Окончательной Природы «вещей, как они есть», дает Ему способность проявиться в визуальной (призрачной) форме Самбхогакайя и путешествовать в этом «Теле» по Вселенной в молнии (вспышке), проявляясь в многочисленных формах и показывая другие чудеса. Считается, что именно в форме Самбхогакайя были даны Учения Махаяна и Ваджраяна (А. Рей).

    «Махаяна (пали) - школа, «Большая Колесница» - Мистическая система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во 2-м веке до Р.Х; Махаяну еще называют «Великая Колесница» (Е.П. Блаватская).

«Ваджраяна – ответвление «Великой Колесницы» или «Большой Колесницы», еще ее называют «Алмазная Колесница», основанная на тантрах наставлений и аспектов практики» (Патрул Ринпоче).

   «Мы узнаем из Буддийской хронологии, что только увидев 12 Нидан, Шакъямуни достиг Просветления под деревом Бодхи в Бодхгае. Когда Будда увидел 12 Нидан, Он понял, как все происходящее в мире возникает на базе Кармы. Он увидел, что нигде нет никакого «Я», никакой множественности и двойственности. В этот момент Он достиг Просветления (состояния Дхармакайи). «Уникальность Будды состоит в том, что «в одно время в одной Вселенной (включающей мириады миров), не бывает двух Будд». Такова Дхарма или Закон» (А. Рей).

   «В Махаянских текстах говорят «показать уход», а не «уйти» в Нирвану, т.к Будда считается уже находящимся в Нирване и его действия на Земле – лишь представление, предназначенное для вдохновления учеников» (Ч. Цонкапа).

  «Самбхогакайя и Нирманакайя называются Физическим или Формным Телом (Рупакая)» (Ч. Цонкапа).

  «Созерцание круга Мандалы известно, как главный метод достижения Рупакая (Самбхогакайи и Нирманакайи)» (Ч. Цонкапа).

 «Дхармакайя и Рупакая имеют прочную связь зависимости от одного собрания причин; они никогда не отделяются» (Ч. Цонкапа).

  «Нирвана – это более объективное состояние сознания, в котором опыт принимается без оценок, что открывает в нас потенциал видения решений, которые могут быть связаны не только с нашим выживанием, сколько с выживанием и благополучием всех чувствующих существ» (Й. Мингьюр Ринпоче).

   «В Тибете существует подношение мандалы трех Тел Кайя:

  1. Обыкновенная мандала Нирманакайи.

  2. Особая мандала Самбхогакайи.

  3. Исключительная мандала Дхармакайи» (Патрул Римпоче).

    «Тот, кто владеет видением Пустоты и Состраданием, не остается ни в Сансаре, ни в Нирване. Не пребывать ни в Сансаре, ни в Нирване – это Нирвана Неприбывания совершенного состояния Будды» (Патрул Римпоче).

   «Мы верим в редкие моменты экстатического Блаженства, при котором наша Высшая Душа привлекается к своему Истоку и Центру – состояние, называемое при жизни Самадхи, а после смерти – Нирваной» (Е.П. Блаватская).

  «Великая Тайна, Смотрящая вовне, опечатывает и изобилует Эти области и их Правителей до тех пор, пока не завершатся три срока, т.е. до завершения 7-го Цикла (мы находимся ныне в 4-ом), когда человечество перейдет в межпланетную Нирвану. Однако такая Нирвана – это состояние вне Пространства и Времени, как мы их понимаем, и поэтому Оно может быть достигнуто сейчас и внутри, но лишь очень святыми людьми, нарджолами и Архатами, которые могут достигнуть высочайшей степени мистического созерцания, называемого на Востоке Самадхи. Ибо тогда «Врата Сокровища Великого Света» будут открыты и «Странник» переправится через Нирванические Небеса» (Е.П. Блаватская).

  «Архат (санскрит) - Также произносится и пишется Арахат, Архан, Рахат и т.д. «Достойный», совершенный Арья, тот, кто освобожден от перевоплощений, заслуживающий Божественных почестей, тот кто вступил на последнюю и высшую тропу» (Е.П. Блаватская).

   «Нарджол (тибетск.) - Какой – либо святой, прославленный Адепт» (Е.П. Блаватская).

   «Адепт (лат.) - «Достигший». В оккультизме – тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером в науке эзотерической философии» (Е.П. Блаватская).

   «Природа ума, или естественное состояние, присутствует в каждом из нас. Хотим мы этого или не хотим, знаем мы об этом или не знаем. Оно все равно присутствует. И присутствовало в нас в момент рождения, и в бардо, и в прошлых жизнях, и в будущих жизнях будет присутствовать до тех пор, пока мы его не постигнем полностью. Когда мы его полностью постигнем, оно превратится в три просветленных измерения, с диковенными названиями Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя. Если человек не понимает смысла этих слов, для него это пустой звук. Но нужно хотя бы теоретически понимать, иначе они так и будут оставаться пустым звуком. В приложении к нашей природе ума, Дхармакайя – это изначальная пустота нашего ума; Самбхогакайя – это светоносная природа нашего восприятия, а Нирманакайя – это их единство и, одновременно, способность познавать Дхармакайю и Самбхогакайю вместе. Нам необходимо обрести это переживание природы ума, если мы понимаем ее ценность» (С. Дордже) .

   «Нирвана – период невероятной одухотворенности – более возвышенный, нежели все, что человек переживал раньше, в Девачане, и, даже субъективные состояния планет восходящей дуги, не говоря уже о тех, которые известны нам сейчас, - называются в эзотерической науке состоянием частичной Нирваны. Переместив свое воображение в необозримо далекое будущее, мы должны представить себе время приближения эпохи, соответствующей меж- циклическому периоду седьмого круга человечества, в котором люди станут подобны Богам. Как только завершается самая последняя, возвышенная и славная из объективных жизней, ставшее совершенным духовное существо достигает состояния, в котором к нему возвращается память обо всех прожитых им жизнях, причем во всех их подробностях. Человек может, обернувшись назад, увидеть весь тот странный маскарад, каковым ему представляется теперь цепь пережитых объективных существований, разглядеть по отдельности каждую из своих прошлых земных жизней и каждый мельчайший ее эпизод, проникнуть мысленным взором до самых сокровенных глубин в их смысл и постичь их внутреннюю связь со всеми вещами, ибо он уже достиг Всеведения в масштабах своей планетной цепи. Наивысшее развитие индивидуальности является великой наградой, которую природа жалует не только тем, кто заслужил ее, так сказать, преждевременно, благодаря сравнительно короткому периоду отчаянной борьбы, ведущей к состоянию Адепта, но также и всем, кто, благодаря явному перевесу добра над злом во всей совокупности прожитых воплощений, смог счастливо миновать долину, над которой витает тень смерти, в середине пятого круга, тем самым, проложив себе дальнейший путь - в шестой и седьмой Круги. Это необычайно возвышенное, благословенное состояние именуется в эзотерической науке порогом Нирваны. Ни одно состояние индивидуального сознания, хотя бы даже ощущение отождествления с всеобщим сознанием на данном уровне существования, не может сравниться в своей духовной возвышенности с Абсолютным Сознанием, в котором всякое чувство индивидуальности растворяется в Целом. Нирвана представляет собой Возвышенное Состояние Сознательного Покоя во Всеведении. Мирские сравнения не в состоянии передать то чувство, с которым воспринимают Нирвану знатоки эзотерической науки» (А.П. Синнетт).

  «Как Великий Адепт, Будда, конечно же, достиг той великой цели, к которой стремятся все Адепты на Земле: Его Духовное Эго перешло в невыразимое состояние Нирваны. Не следует думать, что для каждого Адепта такой переход является чем – то простым и обыденным. Переход в Нирвану – это выдающийся шаг, на который могут отважиться только Высшие Посвященные, ибо он предполагает полную остановку жизнедеятельности тела на период времени, по сравнению с которым самый продолжительный каталептический транс, известный обычной науке, выглядит незначительным, и защита физического тела от естественных процессов распада на всем протяжении этого периода при помощи средств оккультной науки должна быть доведенной до максимального совершенства. Кроме того, всякий, кто решается произвести над собой этот эксперимент, подвергает свое земное существование двойной опасности. Первая опасность состоит в том, что достигшее Нирваны Эго может пожелать вообще не возвращаться обратно. Можно не сомневаться, что возвращение из Нирваны является ужасным испытанием и великой жертвой, и решиться на него может только духовный странник, всецело поглощенный мыслью о своем альтруистическом долге в самом чистом и абстрактном его понимании. Вторая великая опасность связана с тем, что даже если странник сможет заставить чувство ответственности возобладать над искушением остаться – искушением, не отягощенным мыслью о каком – либо наказании для тех, кто ему поддался – даже в этом случае нельзя быть уверенным, что ему удастся вернуться обратно. И все же, несмотря на это, многие Адепты, помимо Будды, смогли осуществить этот великий переход, хотя возвращение в темницу грубой плоти, какой бы утонченной она не была по сравнению с телами обычных людей, повергало их в состояние паралича, которое могло длиться неделями. Поистине, повторное нисхождение на Землю и возвращение в утомительный круг физических жизней после достижения Нирваны – это слишком тяжкое и мучительное испытание. Самоотречение Будды непостижимым образом превосходит подвиги других Адептов, ибо Он не просто вернулся по велению долга, дабы завершить свою великую миссию, начатую в земной жизни, где он был Гаутамою Буддой, но после того, как Его земная миссия была полностью выполнена, и Он заслужил полное и неоспоримое право погрузиться в Нирвану на неисчислимые эоны; однако, Будда отказался от этой высочайшей награды, вернее, отложил ее на неопределенный срок, дабы снизойти еще в ряд реинкарнаций ради блага всего человечества» (А.П. Синнетт).

   «Достигнув Просветления под деревом Бодхи, в течении 49 дней или семи недель, Сиддхартха Гаутама хранил молчание, поскольку знал, что объяснить словами то, что Он пережил и осознал, не в силах ни Он сам, ни кто – либо другой» (А. Дудник)

  Много на Землю было послано Будд, как Гаутама – Великий Реформатор. Но, человечество продолжает страдать. Это не поражение Будд. Это человечество не хочет воспринять Их Учения из-за неведения, отрицания, эгоистичности и т.д. Вспомните картину И. Крамского « Христос в пустыне». Душа и лик Великого Посвященного наполнены отчаянием, состраданием и безысходностью… Художник блестяще это «подчеркнул»… И это не поражение Иисуса. Это опять отрицание, неведение и т.д. Не случайно Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» называет Его «Человеком скорбей».

  «Можно рассматривать Нирвану, как состояние сознания и мы прикоснулись к этому. Так же Нирвану можно рассматривать как «Нирваническое разложение всех субстанций, погруженных после Жизненного Цикла в латентность своих первичных состояний. Это есть блистающая, но бесформенная тень бывшей Материи, область отрицания, в которой во время покоя лежат латентными активные Силы Вселенной» (Е.П.Блаватская).

  «Когда последний Дхиан-Коган седьмого Круга, достигшего совершенства человечества, перейдет в Нирвану, тогда большая Манвантара нашей планетной цепи поностью закончится. Каждый атом космической материи, каждое царство: от минерального, растительного, животного, человеческого, духовных и божественных существ – у всех есть, так сказать, своя Нирвана, т.к. все они – являются порождением Единого Элемента. Единый Элемент заполняет собою все космическое пространство, коим Он сам и является, и пронизывает все выше перечисленные царства» (А.П. Синнетт).

 «Состояние Нирваны есть состояние достижения высшего проявленного усовершенствования в соответствии с эволюцией каждого царства или вида. Так и сознание – инстинкт растений и животных при Пралайе может иметь свою соответствующую Нирвану. Степеней Нирваны столько, сколько циклов совершенствования в Беспредельности. Но всегда Она будет выражением достижения максимума совершенства в соответствии с определенной стадией эволюции» (Е.И. Рерих).

  «Чтобы куда – то попасть, нам необходимо знать, куда мы направляемся. «Что ж, приготовься, ибо далее ты будешь путешествовать один. Учитель лишь укажет тебе Путь. Путь один для всех, средства достижения цели должны быть свои у каждого странника» (Е.П. Блаватская).

                           Составила Мезинова Л.Н.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», 1т. Москва «Эксмо - Фолио» 2003г.

2. Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», 3 т. Москва «Эксмо - Пресс» 2002г.

3. Е.П.Блаватская «Комментарии к «Тайной Доктрине», «Новый Центр» 1998г.

4. Е.П.Блаватская «Теософский словарь», Москва «Сфера» 1994г.

5. Е.П.Блаватская «Ключ к Теософии», Москва «Сфера» 1994г.

6. Е.П.Блаватская «Происхождение Начал», Москва «Сфера» 2006г.

7, Е.П.Блаватская «Скрижали Кармы», Москва «МЦФ» 1995г.

8. Е.П.Блаватская «Голос Безмолвия», Москва «Новый Акрополь» 2004г.

9. Е.П.Блаватская «Тайные Знания», Москва «МЦФ» 1994г.

10. Е.П.Блаватская «Скрижали Астрального Света», Москва «Эксм-Пр» стр.806. 11. Е.П.Блаватская «Хрустальный Родник», Москва «Сфера» 2001г.

12. Ч.Цонкапа «Ламрим», 1т. С.П.б «Нартанг», 1994г.

13. Ч.Цонкапа «Нагрим», С.П.б «Нартанг», 2011г.

14. Ч.Цонкапа «Средний Ламрим», Москва, «Сохраним Тибет» 2015г.

15. Далай Лама, «Значение Тулку». 16. Р.Рей «Нерушимые Истины», Асирель 2004г.

17. А.П. Синнетт «Эзотерический Буддизм», Москва «Сфера» 2001г.

18. У.К. Джадж «Ответы Форума», Киев 2011г.

19. Е.И.Рерих – письмо М.Тарасову от 16 января 1935г. 20. П.Римпоче «Слова моего несравн-го Учителя», СПб «Нартанг» 2007г.

21. Й.Мингьюр Римпоче «Будда-Мозг», Москва «Открытый Мир», 2010г.

22. А.Дудник «Будды. Божества. Учителя», Москва «Сандал хаус» 2007г.

23. Б.Дандарон «Мысли Буддиста», СПб «Алитейя» 1997г. 24. Б.Дандарон «Письма о Буддийской Этике», СПб «Алитейя» 1997г. 25. С.Дордже «Последнее тибетское предупреждение», Москва, «Ганга» 2012г.

26. Л.Н.Толстой «Война и Мир», 3т. Москва «Худож. Литер.», 1955г.

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now