Редактирование текста - Блау Г.В., Суханова Е.А.                                    

Компьютерная графика -  Г.А.Дашковский

 В.М.Рослев (1995 г.)

Природа Ума

                                                                                                      

             Невозможно рассматривать природу Ума, не проникнув в тайну строения тонких тел человека, в тоже время как постичь человека, не поняв путь его эволюции на земле и его происхождение, начиная с непроявленных человеческих рас на нашей планете. Вновь встает вопрос о пути развития планетной цепи и взаимосвязи эволюции планеты и солнечной системы в целом. Рассмотрев теорию развития солнечной системы, встает вопрос о множественности миров, как на проявленном, так и на непроявленных Планах Бытия. Все ближе подходя к Причине от множественности, к семеричности построения всего мироздания, открывается и основа этой семеричности – троичность, состоящая из эманации Абсолюта (в более поздних работах автор термин "Абсолют" избегал, заменяя его на термины  - "Абсолютность", "Пространство Асолютности". прим. ред.)   на нашем плане Бытия – Духа, его второго аспекта – Света Духа или Мировой Мудрости и третьего аспекта – Мирового Разума, которой единственный способен увидеть Свет Духа.

    Оттолкнувшись от мысли постичь Природу Ума, мы приходим к Мировому Разуму, побуждающему наш ум постичь Себя Самого.

  Неисчисляемые периоды времени творила Природа мириады звезд и планеты, населяла эти планеты человечеством. Каждый человек, в своем наивысшем развитии, всего навсего отдельная мысль, мгновение вечности, отражающее эту вечность. Человек, организовавший свое мышление, удерживает в поле своего сознания принятые для себя мыслеобразы, трансформирует их в течение своей жизни, доводя до совершенства. Поле сознания становится Духовной сферой человека, его естеством, преобладающим над его естеством психически-душевным и естеством физически-телесным.

  Физическая природа создала из мира стихийных энергий минералы, затем растения, животных и разнообразие форм человека, в наилучших из которых проявляется работа мозга с адекватной реакцией на пространственные вибрации, которую мы называем МЫСЛЬ. Так мозг человека становится мыслящей материей, формирующую вокруг него Тело Ума, которое, в свою очередь, удерживает вокруг человека совокупность мыслеобразов.

   Мировой Разум, который не имеет ни психического тела, ни физического тела с его органами чувств, стремится познать Мир материи. Проходя через Планы Бытия, Мировой Разум своей волей, все больше облекаясь материей этих Планов Бытия, превращается в мыслящего человека и, познавая мир, смотрит на мир материи нашими глазами, слышит нашими ушами, различает запахи и вкусовые ощущения, осязает материальный мир, прикасаясь к предметам и, наконец, способен создать в своем уме совокупный образ Мироздания. При этом, осязая предметы, мы даем характеристику форме, но для полной характеристики через соприкосновение нам необходимо ощутить вкус этой формы. Последующие ощущения предмета познаются на расстоянии, т.е. ощущение запаха, звуковое восприятие, если предмет вибрирует, и световое ощущение, если предмет излучает свет или отражает его. При этом, зрением мы можем видеть предметы, практически недосягаемые человеком. В этом смысле глаза, как органы зрения, являются самыми оккультными из органов чувств. Но все же, не верь глазам своим, иначе как нам постичь внутренний мир человека и мир за пределами видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, мир за пределами постигаемого умом.

    На всех планах бытия существуют проводники пространственных вибраций и свои ощущения этих вибраций. Об этом ниже будет сказано подробнее, а пока цитата из Теософского словаря Е.П.Блаватской «Воля»: «Стремление к гравитации в камне столь же необъяснимо, как мысль в мозгу человека». Наша способность мыслить и есть проявление Божественной Воли. Так есть ли пределы человеческого мышления?

    В статье «Джаларупа» написано: «…одно из названий Макара или Козерога. Знак Козерога - один из наиболее оккультных и таинственных знаков Зодиака. Он изображен на знамени Камы – бога любви – и связан с нашим бессмертным Эго». 

Еще одна цитата: «Козерог – это пятая группа мифических существ, которая должна сделать человека разумным». Мы относим это определение ко времени определенного качества, которое встретит нас в отдаленном будущем.

   Сделать человека разумным означает, что человеческое мышление достигнет способности адекватного реагирования на все происходящие изменения.

   В мифологии есть история о том, что Ковчег Завета, Ковчег Знаний блуждал по водам, как вдруг появилось морское чудовище с одним рогом, зацепило ковчег за свой рог и перетащило его на новую землю. Четвертый дом гороскопа соответствует созвездию Рака – символу рождения человека Пятой Расы (послепотопной) или современному человечеству. Десятый дом гороскопа соответствует созвездию Козерога – символ Новой Земли или периода завершения развития современного человечества. Плакат Калачакры, разработанный нашей школой, изображает этот процесс развития мышления человечества веревкой между четвертым и десятым знаками Зодиака.

  Желтый цвет – символ Земли и знака Козерога в высочайшем значении представляет собой символ сознания, находящегося в состоянии духовного озарения. Сказано: придет время, когда не отдельные люди, но все станут мудрыми. Это не только о времени разговор, но и о потенциальном состоянии сознания человечества Земли. И к такому состоянию сознания мы должны двигаться, познавая природу нашего мышления. Такова перспектива развития человечества. Эзотерическая наука говорит о том, что когда человеческая волна эволюции приближалась к Земле, Владыки Кармы определили именно Землю планетой для человечества, где мы сейчас проходим эволюцию. Задача наша заключается в том, чтобы научится мыслить, достигнуть состояния духовного озарения и стать духовной сферой планеты Земля. В этой программе заключено единство человеческой эволюции и эволюции планеты.

   Но возможным воплощением человечества была планета Венера – старшая сестра Земли. Венера считается высшей планетой солнечной системы и ее организация такова, что сила мышления человечества, в случае воплощения на Венере, была бы такой, что все мыслеобразы могли бы быть сразу же материализованы. Страшно представить все воплощение мыслей земного человечества при неорганизованном мышлении, какое можно наблюдать сейчас.

Справедливы космические законы, давшие возможность человечеству сначала научиться мыслить, а потом творить. Однако не только мыслить научиться должно человечество, но пребывать в состоянии Тайджаси – состоянии духовного озарения. Мысли человеческие вне такой организации мышления не могут считаться человеческими. Когда чистый человеческий разум достигнет состояния духовного озарения, возникает состояние Тайджаси или сияние разума. Символ такого состояния – изумрудный цвет.

    Напомним читателю основные этапы эволюции планеты Земля. До появления на объективном плане бытия наша планета проходила эволюцию  последовательно в трех Кругах, когда были наработаны элементы «огня», «воздуха» и «воды». В своем Четвертом Круге Земля объективизировалась как элемент «Земля». Она  приняла на свое тело Минеральное Царство природы – это был Первый Круг,  во Втором Круге  Земля приняла Растительное Царство, в Третьем – Животное, а в Четвертом – Человеческое Царство.

  Согласно Эзотерической Доктрине человеческая волна эволюции пришла с предыдущей планеты, которой была Луна. Отдавая последовательно свои жизненные Принципы, Луна освобождалась и от форм жизни на своем теле.

   Во втором томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской подробно рассматривается процесс творения человечества, показываются все Космические Начала, принимающие участие в этом процессе. Не рассматривая на этих страницах подробно этот процесс, скажем лишь об основных моментах этого творчества.

  1.664.501.100 лет тому назад (от 2000 г.) пространственная мысль, по закону справедливости Духа, перенесла тень теней последнего лунного человечества на тонкие Глобусы планеты Земля (земной год Белого Дракона). Солнце управляло эволюцией Первой человеческой Расы, задачей которой было строительство будущей формы и астрального тела, тела чувств и эмоций. Пройдя через семь подрас, астральная раса выделила из себя новое тело, в эволюции которого принимал участие Юпитер. Он своим излучением сформировал жизненный принцип или эфирное тело будущего человечества. Эти две Расы называются расами лунного света. Они проходили свою эволюцию на тонких Глобусах Земли и были непроявлены на объективном плане. В Третьей Расе третьей подрасе человечество объективизировалось на Земле, произошло создание плотного, физического тела, в его оформлении принимали участие энергии Венеры и Марса. Принцип Белой Обезьяны на Колесе Времени иллюстрирует это время. В Третьей Расе шла работа по созданию человеческой формы, название этого этапа человеческой эволюции условно принято называть Лемурией.

   Сменившие энергии Марса и Венеры энергии Сатурна и Луны, т.е. времени и пространства, начали создавать человечество Четвертой Расы – Атлантов, эволюционной задачей которой было строительство мыслительной способности в человеке, нарабатывался низший инстинктивный ум или низший Манас, Кама-Манас. Пик развития пришелся на четвертую подрасу, когда определилось число монад будущего человечества (период Красной Обезьяны).

   После завершения цивилизации Атлантов на историческую сцену выходит Меркурий или энергия Огня и Божественной Мудрости, начинается пятое человечество с задачей наработать интеллект или рассудок – пятое тело человека, его Высший Манас или Сознание. 

  Сегодня человечество находится в Пятой Расе пятой подрасе и переходит в шестую подрасу. Символ нашего переходного времени – Черная Обезьяна – соответствует на нашем круге времени 1992 году. Это время качественного отбора человеческих монад. На двухтысячелетней истории мы входим в период Синей Обезьяны – эпоху Водолея. Синий цвет – символ мысли, обезьяна – символ человека, символ красоты.

  Дальнейшее движение человечества – в Шестую Расу, расу будхическую. Мыслительная функция будущей расы – интуитивное мышление, чувствование, категория мышления – мудрость. Символом наивысшего развития такого мышления является Желтая Обезьяна – время Шестой Расы, шестой подрасы.

    Завершая седьмую подрасу Седьмой Расы, человечество уходит с планеты Земля и переходит на следующую планету солнечной системы для продолжения эволюции. Есть временны'е периоды, ускорение которых грозит катастрофами, но соблюдение их приведет к гармонии и красоте.

  Подводя итог задач человечества на планете Земля, можно сказать, что главной  задачей является создание тела мыслей и обучение человека МЫСЛИТЬ. Этот безвозвратный путь эволюции ведет Божественная Дуада Атма-Буддхи, что есть Дух и его Свет или Божественная Мудрость.

 

    В книге Е.П. Блаватской «Жемчужины Востока» так определяется понятие души: «…душа не имеет пола – она ни женщина, ни мужчина, ни нечто среднее. Какое бы тело душа ни обрела, она связана только с ним».

    Высший Манас в нас – это частица Мирового Разума – Махата, пространственная мысль становится мыслительной способностью человека.

   Высший и низший Манас – это единый принцип с двойственной функцией. Другими словами, это способность нашего мышления либо отражать сияние наших чувств и эмоций, проводником которых является эфирный двойник или жизненный принцип, либо, через развитое понимание, отражать «Свет Божественной Мудрости», что является принципом нашего «Духа» - Божественной дуады «Атма-Буддхи». Это Бессмертная Монада. Принцип Буддхи обозначаем знаком d Меркурия. Принцип Атма обозначаем знаком g Марса. Высший Принцип в человеке есть Атма – «Высшее Я». Заметьте, не высшее «Я» человека, а «Высшее Я» в человеке!

 

  Е.П. Блаватская пишет: «"Дух" … бессмертный, нематериальный и чисто божественный принцип в человеке, венец человеческой Триады; Тогда как Душа есть жизненный принцип или жизненное дыхание, которое каждое животное, вплоть до инфузории, разделяет с человеком»(«Разоблаченная Изида» I т. С. 40, 41).

     Приведем  схематичное построение принципов семеричного человека (рис. 1, 2).

 

Человеческий принцип из прошлой Манвантары.

Красный     7 - g   Атма, Дух, Высшее «Я» в человеке.

                    Потенциально разовьется в Седьмой Расе

 

 

Желтый      6d  Буддхи, Духовный Ум, чувствование,                             интуиция. Понимание. Получит развитие в                               Шестой Расе – буддхической.

                    Получит развитие в Шестой Расе.

Чит

 

 

Синий       5 - g Высший Манас, Высший Ум,                                               рассудок. Индивидуальность.

                  Сознание. Получает развитие в Пятой

                  Расе – манасической.

 

Голубой    4 - h низший Манас, Кама-Ментал, низший                               или инстинктивный ум. Был развит в

                  Четвертой Расе – атлантической.

                 (5-ый и 4-ый принципы есть единый принцип,                             двойственный по проявлению).

 

Оранжевый   3 - a  Эфирный двойник, жизнь,

                       флюидический двойник. Был развит

                       во Второй Расе, непроявленной на тонких

                       глобусах Земли.

 

Фиолетовый  2s Астральное тело, тело чувств и

                       эмоций. Развитие получило в Первой Расе,

                       непроявленной на тонких глобусах Земли.

 

Зеленый        1 - j Физическое тело, материя, способная

                       собирать информацию своими пятью

                       органами чувств о мире материи.

                       Развилось в Третьей Расе, на физическом

                       глобусе Земли.

Рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       - пять органов чувств

Божественная Монада

       Земная Триада

    (Животная сущность в

          человеке)

                         Рис. 2.

 

 

   Таким образом, мы приходим к следующему строению человека: животная природа человека Земли – низшая триада (asj) собственно человеческое в человеке – дуада, т.е. личность (h) и индивидуальность (f); Божественное в человеке – Дуада (d g).

     Высшая, Божественная основа является Монадой, которая постепенно в процессе эволюции постигается человеческим сознанием, становясь его неотъемлемой составляющей. Е.И.Рерих так писала о Божественной Дуаде: «Дуада, состоящая из седьмого и шестого принципа, не является сознательной сущностью на планах проявления. Так, для того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах или обрести истинное  бессмертие, то есть стать Архатом, Буддой, Дхиан-Коганом и т.д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Потому, может быть, лучше сказать – именно Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека…»

 («Письма», I т., 30.06.34 г.).

 

     Пятый принцип, наше Сознание, способно при определенной организации постичь Свет Божественной Мудрости, что есть Буддхи, и при слиянии этих принципов в нашем сознании возникает состояние Тайджаси, состояние, когда наш Разум озаряется Светом Духа. Состояние духовного озарения – высшее состояние человеческого сознания. Цицерон говорил: «Во внутренних закоулках Ума скрыта способность божественного пророчества, божественные импульсы, которые, когда они разгораются сильнее, называются исступлением». Елена Петровна пишет: «Мистики … верили в непосредственное общение внутри себя с Богом, подобно вдохновению пророков». «Ясновидение, … этот феномен правильно отнесен к  духовным силам». (Е.П. Блаватская, «Разоблаченная Изида» I т. С.  44, 47).

 

   В «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватская так пишет о природе Манаса: «Человеческое Эго не есть ни Атман, ни Буддхи, но Высший Манас: плод разума и расцвет разумного самосознательного эготизма – в высшем духовном смысле. Древние труды упоминают его как Карана Шарира на плане Сутратма, что есть «Златая нить», на которой подобно бусам нанизаны различные личности этого Высшего Эго… эти существа были возвращающимися Нирвани из предыдущих Маха-Манвантар…»

«… в  сокровенных Стихах сказано: «Нить лучезарности, которая нерушима и растворяется лишь в Нирване, возникает из нее в своей цельности в день, когда Великий Закон призывает все сущее назад к действию».

«… мы находим Первоначального Человека – исшедшего из тел своих прародителей, духовно лишенных огней, - описанного как существо воздушной формы, лишенное плотности и «необладающее умом». Он не имел срединного Принципа (4), который мог бы служить ему посредником между Высшим и Низшим – Духовным человеком и физическим мозгом – ибо ему не доставало Манаса (Мыслителя).

  Монады, воплощавшиеся в эти пустые оболочки, оставались такими же бессознательными, как и тогда, когда они были разъединены со своими прежними незаконченными формами и носителями. Нет потенциальности для Творчества или Самосознания в чистом Духе на этом нашем плане, если только его слишком однородная, совершенная – ибо божественная - природа не будет, так сказать, смешана и укреплена естеством уже дифференцированным.

    Лишь нижняя линия Треугольника - представляющего первую Триаду, исходящую из Вселенской  Монады – может дать нужную сознательность на плане дифференцированной Природы».   («Тайная Доктрина» II т. С.102, 103).

 

 

Разберем поподробней природу Ума (рис. 3), сказав еще раз о том, что Манас – это единое образование с двойственной функцией. 

 

                                                                         

        

 

 

 

 

 

                       

 

            1. Пример неразвитого                                       2. Пример озарения Сознания

              сознания – Ум                                                  (Высшего Манаса) Светом Духа,                 (низший Манас) сияет                                        Буддхи. Это истинный Христос.

              свет низшей триады.                                         Состояние Тайджаси.

              Медиумизм                                       

                                                               Рис.  3.                                                                                       

 

     В первом примере «Свет», воспринимаемый Умом, является иллюзией озарения. Истинный Свет Божественной Мудрости может воспринять только организованное сознание развитым Высшим Манасом (f). Е.И.Рерих так говорит о функциях Высшего и низшего Манаса и их взаимодействии: «Есть много примеров видений, когда Высший Манас являл истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины». («Письма», II т., 04.11.35 г.).

 

   Человеческий Манас-Мыслитель двойственен по структуре: низший аспект его – низший Манас или Ум – шестой орган чувств, это личность, качества которой определяются на каждое воплощение тенденциями Скандх (атрибуты личности). Скандх семь:

1.   Форма – рупа;   

2.   Действие – санскара;

3.   Восприятие – видана;

4.   Знание – видьяна;

5.   Сознание – санджна;

6.   Свойство абстрактных идей – санна;

7.   Склонности ума - самскара.

 

    Высший аспект мыслителя – Высший Манас или Сознание – седьмой орган чувств, это индивидуальность, качества которой определяются под одним из семи лучей в начале каждой Манвантары на весь ее период. Имеется семь свойств Сознания:

           1. Спокойствие – прасрабдхи;

           2. Энергия – вирья;

           3. Память – смрити;

           4. Распознавание Закона – дхарма правитчая;

           5. Экстатическое созерцание – самадхи;

           6. Духовная радость – прити;

           7. Абсолютная бесстрастность – упекша.

  Высший и низший Манас связаны между собой так называемой Нитью Антахкараны; значение этого термина можно определить как «Дух солнца, связующий две противоположные вершины». Направление движения энергии по этой нити от низшего Манаса к Высшему, что определяет потенциальную возможность восхождения сознания.

    Добавим еще одно определение Высшего Манаса. Высший Манас – это Сутратма (Серебряная нить), на которой нанизаны жемчужины одухотворенных, то есть прошедшие состояние Тайджаси, личностей. Эта способность Высшего Манаса обеспечивает возможность реализации Закона Перевоплощения. Личности, не достигшие в своем духовном продвижении состояния озарения (Тайджаси), не оставляют следа на Сутратме, не выявляя всего потенциала своей индивидуальности.

    Высший Манас – обитель Свободной Воли, Закона, дающего каждому человеку устремление к самореализации и достижению наивысшего в своем индивидуальном развитии.

  Определив структуру Манаса-Мыслителя, дадим определения его семи состояниям, используя цитату из книги Е.П. Блаватской: «Каждое из наших семи физических чувств (два из которых все еще неизвестны обычной науке), а именно:

  1. бодрствующее;

  2. бодрствующее-мечтающее;

  3. естественного сна;

  4. искусственного или сна транса;

  5. психическое;

  6. сверхпсихическое;

  7. чисто духовное – соответствует одному из семи Космических планов, развивает и пользуется одним из семи сверхчувств и непосредственно связано в пользовании им на земно-духовном плане с космическим и божественным центром силы, которая породила его и которая есть его непосредственный творец.  Каждое также связано с одною из семи священных Планет и находится под ее непосредственным влиянием…»                                                                                         («Эзотерическое учение», стр. 366).

    Приведем определение о состоянии мыслителя по возрастающей  функции.из лекции Ким Дью, президента европейского теософского общества, следующие состояния мыслителя: летаргическое, практическое, психическое интеллектуальное, сверхинтеллектуальное, медитативное.

     "Летаргическое состояние - определяется неорганизованным, даже хаотичным движением, которое является антитезисом к ясности мыслей, разум находится в летаргическом состоянии. Это состояние похоже на неопределенную магму, где нет четких очертаний идеи и каких-либо воспоминаний. Мы можем сказать, что на данном этапе эволюции все еще большинство человечества находится в этом состоянии разума большую часть времени.

 

     Практическое состояние  работает с материальными предметами, практическими идеями,устанавливая различные системные связи между ними. Когда мы выполняем конкретную работу с материальными объектами, например, строительство здания, работа по дому  и т. д., разум функционирует в практическом состоянии. Это довольно стабильное состояние, потому что разум поглощен объектами, которые конкретны и потому стабильны.

 

    Психическое состояние, по сравнению с практическим, довольно нестабильно . Разум работает с мерцающими образами подсознания, например, когда мы видим сны или когда что-либо представляем себе, при этом осознавая ситуации и объекты (включая людей). Мы точно знаем, что-то, что мы видим и представляем - нереально, потому что, как только мы прекращаем подпитывать образ нашим желанием искусственно продлить его существование, он мгновенно исчезает. Если образы не исчезают и существуют даже без нашего желания, то это может быть началом невротического состояния. Психическое состояние явлвяется самым проницаемым для эмоций, оно связано с элементом Воды.

 

    Интеллектуальное состояние  работает с идеями, понятиями, которые имеют четкую структуру. В этом состоянии работает большинство ученых и мыслителей. Интеллект, как мы упоминали выше, может рассматриваться как состояние активности в пределах разума. Эмоции едва проникают в него. Это состояние связано с элементом Воздуха

 

    Супер интеллектуальное состояние  работает с абстрактными идеями, архетипами, символами. Его нельзя выразить словами, но все же оно может быть осознано. Это состояние присуще высокоразвитым оккультистам, мистикам - поэтам. Оно связано с элементом Огня

 

        Медитативное состояние проявляется тогда, когда разум спокоен, но в то же время высоко активен, что отличает его от летаргического. Так как в медитативном состоянии разум больше не является индивидуальным, то слово "состояние" не может быть воспринято в действительном значении этого термина. Медитативное состояние нельзя выразить словами и его невозможно осознать. Соответствующим элементом может быть Эфир  (основной космический элемент)".  Ким Дью, (1966г.)

       Состояния Сознания и аспекты Высшего и Низшего Манаса показаны на рис. 4.        

                                                             Рис. 4.

      Достигнув зрелости, скандхи начинают разъединяться и слабеть, после чего следует джарамарана или дряхлость и смерть.

      Можно сказать, что проходя эволюционные царства природы, последовательно нарабатывалась способность мыслителя  или разума, термин, употребленный в данной цитате.  

    "Царство элементалов обладает неразумным сознанием, минеральное царство – жизнесознанием,  царство растений – бессознательным сознание, царство животных - коллективным сознанием, человеческое царство определяется индивидуальным сознанием, царство духов имеет самосознающее сознание, царство Богов – Само-Сознание.

   Сознание, пробуждающееся в низшем Манасе, становится главной функцией Высшего Манаса. Е.П.Блаватская так характеризует различие функций: «Высший Манас» или «Эго» (кшетраджна), - это «Молчаливый Наблюдатель»; истинно, его оборотная сторона – Низший Манас – тиранический деспот, в угоду  которому приносится сознательная  «жертва»».                                                             («Карма судьбы», стр.293).

 

  Мысль Ямвлиха более подробна: «Один род высший, превосходящий и совершенный, а другой – низший, отстающий и менее совершенный. Один может все разом, сейчас и единообразно, а другой – не все, не разом, не вдруг и отличным от неделимого образом. Один без нисхождения порождает и опекает все, а другой по природе нисходит и обращается к возникающему и управляемому. Один правительствующий и причинствующий, предшествует всему, а другой, зависящий от причины, от веления богов, извечно существует с ним. Один, как единое острое лезвие, пронизал завершения всех действий и сущностей, а другой переходит от одного к другому и от несовершенства продвигается к совершенству. Далее, одному сопутствует высшее и неохватное, то, что превыше всякой меры и не имеет отношения к образу в том смысле, что не охватывается ни одним образом, а другой подчиняется и обстоятельству, и свойству, и тяготению, сдерживается стремлением к худшему и присвоением вторичного и, наконец, описывается многообразными, отличными от этих, мерами. Стало быть, ум, владыка и царь сущего, и искусство созидания всего у богов присутствует всегда в равной мере, совершенно и в достатке, как единое, в чистоте пребывающее в себе действие, а душа причастна уму делимому и многообразному, не уделяющему внимания заступничеству за целое, и сама заботится о бездушном, заключаясь то в одном, то в другом облике».

                                                                     (Ямвлих. «О египетских мистериях», С. 54).

 

     Якоб Бёме приводит «Разговор души просвещенной с непросвещенной». Этой цитатой мы перейдем к исследованию нижней триады человека и ее связи с мыслителем – Манасом:

«1. Одна бедная душа вздумала выйти из Рая и пришла в царство сего мира. Тут встретился с нею дьявол и спросил ее: Что ты хочешь, слепенькая?

2. Душа: Хочу посмотреть твари мира сего, созданные Творцом.

3. Диавол: Как хочешь ты их осматривать, когда не можешь знать, из какого существа они сотворены? Ты смотришь на них как на картину только, а больше познать их не можешь.

4. Душа: Как же могу я познать их в существе и в свойстве?

5. Диавол: Если вкусишь от того, из чего сотворены твари, добрые и злые, то глаза у тебя откроются; ты будешь как Бог и узнаешь, что есть Творец.

6. Душа: Теперь я прекрасна и свята, а тогда я могу умереть, как мне Творец сказал.

7. Диавол: Никак не умрешь; а глаза твои откроются, и ты уподобишься Богу, узнаешь и добро и зло, к тому же будешь сильна и велика, как я; все познание тварей тебе откроется.

8. Душа: О! Если бы я познала натуру и твари, я бы возобладала над миром».

(«Христософия». С. 169).

 

     Напомним читателю, что человек был воплощен на Земле, когда она вошла в свой Четвертый Круг, т.е. в четвертый раз вышла из планетной Пралайи на этом этапе эволюции Земли. Из останков материи Первого, Второго и Третьего Кругов был создан человек, который в череде последующих человеческих рас постепенно достиг современного строения. Эзотерически мы рассматриваем низшую триаду – собственно форму, астральное тело и эфирный двойник как «тварное» образование.     Сформировались пять органов чувств, определившие чувствительные способности животной материи или «тварного» существа. Пяти органам чувств, находящимся в нижней триаде, соответствуют объекты познания, которые, в свою очередь, определяют категории Высшего Манаса. Над пятью органами чувств находится познавательная способность интеллекта, постигающая нечувственные объекты. Так называемые «Дхату» - категории элементов (останки тела Будды, собранные после его кремации), которые определяют категории познания и постижения познаваемого.

 

Ю.Н. Рерих приводит следующую таблицу: Дхату 13-17 пять видов ощущения:

 

 

 

 

 

Дхату 1-5 и 7-11 содержат по одному элементу (10),

Дхату 12 включает 64 элемента нечувственных объектов (64),

Дхату 6 и 13-18 представляют собой «выражения» одного элемента – СОЗНАНИЯ» (1). 

                                                                                         («К изучению Калачакры», С. 42).

 

 

    Получается 75 элементов СОЗНАНИЯ.

   Пять органов чувств передают ощущения в шестой, что есть Ум или Низший Манас, он в свою очередь формирует ощущения для седьмого «органа чувств» - Высшего Манаса или СОЗНАНИЯ. Раскрытое Сознание достигает состояния Понимания или слияния с Буддхи. Так насыщается информацией «тело Ума» и по этому механизму идет проявление его мыслительной способности. Постигая ощущения мира материи, мы являемся проводниками Божественной Воли, отражая категории Вечности. Дополним вышеприведенную таблицу 2 добавочными сведениями для более широкого понимания данного вопроса:

  Взаимодействие между элементами приводит к двум характеристикам: Притяжение и Отталкивание. Сродство элементов притягивает, возникает ощущение приятного, антагонизм элементов отталкивает, возникает ощущение неприятного образа, цвета, звука, запаха или вкуса. Через такое ощущение проявляется сродство Сознаний, которые в свою очередь реализуют Закон Кармы или закон Гармонии, Закон Причин и Следствий.

  Так, мы рассмотрели строение человека, состоящего из низшей триады, его животной структуры, дуады-мыслителя, человеческое в человеке, и Божественной Дуады Атма-Буддхи.

 

                                                          Рис.5.

 

 Определим принципы взаимосвязей между отдельными «телами» и функциональными группами (рис. 5). Включаем в физический блок – собственно форму j, которая удерживает жизнеспособность за счет эфирного двойника a. Это двойственное образование присутствует во время сна, тогда как астральное тело s, относящееся к низшей триаде, может удаляться за счет одной из своих функций на значительное расстояние от физического тела. Если «удаляющееся сознание вытягивает эфирный двойник из тела», наступает состояние смерти. Таким образом, подобная взаимосвязь обеспечивает жизнеспособность форме.

  Эфирный двойник a, своей жизненностью освещает Низший Манас h, который, воспринимая жизненность, устремляется по нити Антахкараны к Высшему Манасу f – своему высшему аспекту. Так определился второй блок, который можно назвать Душой.

  Далее Высший Манас f в своем восхождении видит «Свет Божественной Мудрости», исходящий из Буддхи d и формируется связь, называемая Манаса-Буддхи или одухотворение Разума – состояние Тайджаси. В свою очередь Атма-Буддхи – это Единый Принцип, связь между его полюсами осуществляет Фохат – Единая Изначальная Энергия. Три высших принципа составляют Дух – Высшее в человеке.

  Различное состояние взаимосвязей внутри человека определяет различное качество сознания. Если в своем наивысшем устремлении человек очистит низшую триаду от животной природы и сложит четверицу из мыслительной дуады  и божественной – это состояние сознания приведет к духовному преображению человека и к осознанию своей Высшей, Божественной природы.

   На Сутратме остается аромат личности при условии, что человек в состоянии Тайджаси завершает свое очередное воплощение. Серебряная нить (Рис.5) нанизывает «жемчуга» одухотворенных личностей, реализует задачу эволюционного  перехода человека на высшие ступени эволюции.

    Высшее «Я», «Этот пятый принцип представляет в нашей философии, - пишет Е.П. Блаватская в книге «Карма Судьбы», - РАЗУМ, или, если выражаться более корректно, вышеописанную силу, впечатления о ментальных состояниях в ней и принцип индивидуальности, или аханкара, порожденный их совместным действием. Этот принцип… может обозначать Ум, который существует в очень слаборазвитом состоянии у низших животных. Разум может находиться на различных уровнях развития, от самых низших форм органической жизни, когда вряд ли можно точно опознать признаки его существования и деятельности, до человека, в котором он достигает высшего состояния своего развития.

В самом деле, начиная с первого появления жизни до «турия авастха» или нирванического состояния, продолжается этот процесс. Мы восходим от этого принципа к седьмому с совершенно недоступной восприятию постепенностью. Но в ходе прогресса распознаются четыре уровня, на которых происходят наиболее характерные изменения и которые поэтому привлекают внимание наблюдателя. Это следующие четыре уровня:

     1) на котором появляется жизнь (четвертый принцип);

    2) на котором существование разума становится воспринимаемым вместе с жизнью;

  3) на котором достигается высшее состояние мысленной абстракции и начинается духовное сознание;

  4) на котором духовное сознание исчезает, оставляя седьмой принцип в завершенном состоянии нирваны  или обнаженности».                                                                     

(«Карма судьбы». С. 125, 126).

 

     Эти четыре уровня – ни что иное, как четыре Плана Бытия (план Физический или материальный, план Вещественный или образований, план Разума и Творчества и план Прообразов), на которых Сознание проходит постепенно эволюцию.

   Так мы определяем главным в наших рассуждениях Высший Манас, имеющий несколько значений – Сознание, Чаша, Сутратма (серебряная нить), Индивидуальность. Даем обозначение этому принципу (f), как корреляту электричества, имеющему значение Светоносной Воды. В мифологии этот принцип Высшей Индивидуальности принадлежит Люциферу – Светоносцу. При своем падении в зарождение Люцифер (Общечеловеческая Индивидуальность) увлек из пространства сходные по вибрациям индивидуальности. Единая Индивидуальность рассыпалась на семь Индивидуальностей, каждой из которой управляет свой Дхиан-Коган. Выше мы говорили, что каждая человеческая индивидуальность на протяжении всей Манвантары принадлежит к одной из семи Дхиан-Коганических сил.

 

 

 

                                                     Рис. 6.

 

     Память о прошлых воплощениях пребывает в Чаше или Сознании, Высшем Манасе.    Е.П. Блаватская пишет: «С нами остается только то, что мы наработали в плане Духа. Остальное тонет в океане иллюзии».

   Памятью обладает каждая живая клетка. Так все, что произошло с данной клеткой, в сознании клетки присутствует и при определенных условиях проявляется. Памятью обладает и наше астральное тело и при быстрых воплощениях чувственный и эмоциональный план памяти возвращает нас в прошлое, предлагая ощущения узнаваемости. Память личности привязывает нас определенной обстановкой, но такая память присутствует у людей, не достигших после предыдущего воплощения состояния Девачана и сохранивших память о своей личности. Высшие знания и высшая память сохраняются в Высшем Манасе – нашем истинном накопителе мировых знаний, духовного богатства эволюции. Здесь нет иллюзии, но есть Знание Вечности.

   Воплощенные на третий день после смерти и воплощенные через 1500 лет являются носителями различной памяти. Достигнув осознания своей индивидуальности, можно сказать вслед за Львом Николаевичем Толстым, что «Индивидуальность – это лишь то начальное состояние, с которого начинается жизнь, и конечный предел жизни».

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now