Составил  В.А.Баканов

   Абсолютность – когда слово это служит определением Универсального Принципа, оно обозначает абстрактное существительное; это более правильно и логично, чем применять прилагательное ''абсолютный'' к тому, что не имеет ни атрибутов, ни ограничений, и не может иметь таковых.

 

  Авичи (санскр.) – состояние, не обязательно посмертное или между двумя рождениями, ибо оно может иметь место также и на земле. Буквально, ''непрерывный ад''. Последний из восьми адов, как нам сказано, ''где преступники беспрестанно умирают и вновь рождаются, но всё же не без надежды на конечное спасение''. Это потому, что Авичи - другое название Миальбы (нашей земли), а также состояние, на которое осуждены некоторые бездушные люди на этом физическом плане.

 

   Агни (санскр.) – Бог Огня в Веде; самый старший  и  почитаемый среди богов Индии. Он один из трёх великих  божеств: Агни, Вайю и Сурья, а также есть все три  вместе, ибо является тройным аспектом огня: в небесах - как Солнце, в атмосфере или воздухе (Вайю) - как молния; на земле - как обыкновенный огонь. Агни принадлежит ранневедийской Тримутри, до того как Вишну занял своё почётное место и были изобретены Брама и Шива.

 

   Адити (санскр.) – Ведийское название Мулапракрити [современных] ведантистов; абстрактный аспект Парабрахмана, хотя оба непроявлены и непостижимы. В Ведах Адити есть ''Матерь – Богиня'', её земным символом является беспредельное и безграничное Пространство.

 

     Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая всё пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествлённая с Эфиром . Но она относится к Эфиру так же, как Дух к Материи или Атма к Кама-Рупе. Фактически, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в её вечно меняющихся аспектах на планах материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль. Это причина того, почему в Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть ни что иное, как переведённый символ Логоса – ''Речи'' в её мистическом смысле. В том же жертвоприношении (Джьетиштома Агништома) она названа ''Богом Акашей''. В этих жертвенных мистериях Акаша является всеуправляющим и всемогущим Дэвой, играющим роль Садасьи, управляющего магическими следствиями религиозного действа, и в древности он имел своего особого хотра (жреца), носившего его имя. Акаша является необходимым посредником каждого Критья (магического действия) – религиозного или мирского. Выражение ''возбудить Браму'' означает возбудить силу, которая сокрыта в основе каждого магического действа… Эта сила, в одном аспекте, есть Акаша, а в другом – Кундалини, оккультное электричество, алкахест алхимиков или универсальный растворитель; как Анима Мунди на Высшем плане и астральный свет на низшем. ''В момент жертвоприношения жрец напролняется духом Брамы – временно становится самим Брамой''. (''Разоблачённая Изида'') .

 

    Алайя (санскр.) – Вселенская Душа. (см. ''Тайная Доктрина'', т. I). Это   понятие принадлежит тибетской системе созерцательной школы Махаяны. В своём мистическом значении она идентична с Акашей, а в своей сущности –  с Мулапракрити, ибо она есть это основа или корень всех вещей.

 

    Атма (санскр.) – Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый седьмой принцип в семеричном  строении человека. Высшая Душа.

 

    Аурическое Яйцо – Как Хираньягарбха – Золотое Чрево, или Яйцо, содержит в себе Браму, коллективный символ Семи Вселенских Сил, так и аурическое яйцо содержит как божественного, так и физического человека и непосредственно связано с ними. В сущности своей, как сказано, оно вечно; в своих же непрестанных корреляциях оно есть нечто вроде перпетуум-мобиле в течение прогрессирующих перевоплощений Эго на этой земле. (''Инструкции для учеников внутренней группы'' Е.П. Блаватская, стр. 318-319).

 

   Буддхи (санскр.) – Вселенская Душа или Разум. Махабуддхи есть название Махата (см. Алайя); также Духовная Душа в человеке (Шестой Принцип), проводник Атмы.

 

   Вишну (санскр.) -  вторая ипостась индусской Тримурти (Троицы), состоящей из Брамы, Вишну и Шивы. От корня «виш» - «всепроникать». В Риг-Веде Вишну не является  высоким богом, но просто проявлением солнечной энергии, и описан как ''пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной  и укутывающий всё пылью (своих лучей)''. Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого утверждения, это относится к тому же классу символов, что и семь и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама Кадмона, как семь «принципов» и Высшая Триада в человеке и т. п. Позднее этот мистический  символ становится великим богом, хранителем и восстановителем, ''имеющим тысячу имён – Сахасранамой''.

 

   Гностики (греч.) – философы, которые формулировали и преподавали Гнозис или Знание. Они процветали в первые три столетия христианской эры; широко известными были Валентин, Василид, Маркион, Симон Маг и др.

  

     Дхату   (пали) –останки тела Будды, собранные после его кремации.

 

    Джала-рупа (санскр.) – букввально, ''тело или форма воды''. Одно из названий Макара (знака Козерога). Это один из наиболее оккультных и таинственных знаков Зодиака; он изображён на знамени Камы, бога любви, и связан с нашими бессмертными Эго. (См. ''Тайная Доктрина'').

  

    Дэвакхан (санскр.) – ''Обитель богов''. Промежуточное состояние между двумя жизнями, в которое входит Эго (Атма-Буддхи-Манас или Троица, преобразованная в Одно), после своего отделения от Кама-Рупы и разложения низших принципов на земле.

   

    Кали Юга (санскр.) – четвёртый, чёрный или железный век, наш настоящий период, длительность которого 432 000 лет. Последний из ряда веков, на которые разделён период эволюции человека. Он начался в 3 102 г. до Р.Х. в момент смерти Кришны, и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897 и 1898 годами.

 

   Кама-лока (санскр.) – полуматериальный план, субъективный и невидимый для нас, где развоплощённые «личности», астральные формы, называемые камарупами, остаются до тех пор, пока не исчезнут оттуда после полного уничтожения последствий ментальных импульсов, породивших эти  эйдолоны человеческих и животных страстей и желаний. (См. Кама-рупа, ''Теософский словарь'' Е.П. Блаватская). Это Гадес древних греков и Аменти египтян, страна Безмолвных Теней; подразделение первой группы Трайлокья. (См. Кама-дхату, ''Теософский словарь'').

 

   Личность – в оккультизме, подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трёх аспектах божественного, мыслящего, или разумного, и животного человека –  низшая четверица, или чисто астрально-физическое существо, тогда как под Индивидуальностью подразумевается Высшая Триада, рассматриваемая как Единство. Таким образом, Личность охватывает все характерные черты и воспоминания одной физической жизни, в то время как Индивидуальность есть неуничтожимое Эго, которое перевоплощается и облекается в одну личность за другой.

    Е.П. Блаватская пишет, что «Личность, одаренная способностью думать даже о самой незначительной вещи с высшего ментального плана, обладает благодаря этому дару, пластической способностью творить образы в своем собственном воображении. О чем бы такая личность не думала, ее мысль будет настолько более могущественной, нежели мысль обыкновенного человека, что она, благодаря своей интенсивности, получает силу творить».

  

     Манас (санскр.) – буквально, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий, перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению – Кама-Манасу.

 

    Манвантара (санскр.) – период проявления, в противоположность Пралайи (растворению или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы, в 4 320 000 000  Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману - 308 448 000 лет. (См. ''Тайная Доктрина'', т.II). Буквально, Ману-антара – между [двумя] Ману.

 

    Махат (санскр.) – буквально, ''Великий''. Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии – первый продукт первоприроды или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготии или чувства ''Я есть я'' ( в низшем Манасе).

 

   Махатма (санскр.) – ''великая душа''. Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны  ''человека из плоти'' и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которой они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются Рахатами и Архатами.

 

   Махаяна (пали) – Школа; буквально, ''Большая Колесница''. Мистическая система, основанная Нагарджуной. Его книги были написаны во втором веке до Р.Х.

  Монада (греч.) – Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединённую Триаду, Атма-Буддхи-Манас, или Дуаду Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку, и затем к конечной цели – Нирване.

 

   Мулапракрити (санскр.) – Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип – недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально, ''корень Природы'' (Пракрити) или Материи.

 

   Нидана (санскр.) – 12 причин существования, или цепь причинности, ''сцепление причины и следствия во всём ряду существования через 12 звеньев''. Это фундаментальная догма буддийской мысли, ''понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту существования и подготовляя ум к Нирване''. (Эйтель, ''Sans. Chin. Dict.”)

 

   Нирвана (санскр.) – согласно востоковедам, полное ''угасание'', подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но, в эзотерических толкованиях это состояние Абсолютного существования и Абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и святости в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и  при жизни.

 

   Нирманакая (санскр.) -  …оккультизм утверждает: Нирманакая, хотя  буквально и означает преображённое ''тело'', есть состояние. Это есть форма того адепта или йога, который  вступает в, или выбирает, это post mortem (посмертное, - лат.) состояние, предпочитая его дхармакае или абсолютному нирваническому состоянию. Он поступает так потому, что эта последняя ''кая'' разъединяет его навсегда с миром форм, даруя ему состояние эгоистического блаженства, в котором не может участвовать ни одно другое живое существо, и адепт, таким образом, лишается возможности помогать человечеству, или даже дэвам. Но как нирманакая, человек покидает лишь своё физическое тело и сохраняет все остальные ''принципы'', за исключением камического – ибо он вырвал его навсегда из своей природы, в течение жизни, и тот никогда не может воскреснуть в его post mortem состоянии. Таким образом, вместо вступления в эгоистическое блаженство, он избирает жизнь самопожертвования,  существование, которое кончается лишь с жизненным циклом, чтобы иметь возможность помогать человечеству невидимым, но всё же наиболее действенным образом. (См. ''Голос Безмолвия'', трактат ''Семь Врат'') …Часто ошибочно принимаемый за ''духа'', дэва, самого Бога, и т.д., нирманакая является вечно защищающим, сострадательным, воистину ангелом – хранителем для того, кто становится достойным его помощи. Какие бы возражения ни выдвигались против этой доктрины, как бы её ни отвергали,( ибо она и впрямь никогда ещё до сих пор не оглашалась в Европе, и, следовательно, раз она не известна востоковедам, непременно должна быть ''новоиспечённым мифом'') – не найдётся такого наглеца, чтобы сказать, что эта мысль о помощи страдающему человечеству ценою собственного, почти невыразимого самопожертвования, не будет одною из самых величественных и благородных, какие когда-либо рождались в человеческом мозгу.

 

   Ормазд или Ахура Мазда (Зенд) – бог зороастрийцев или современных парсов. Будучи Светом Светов, он символизирован Солнцем. Эзотерически, он есть синтез своих шести Амешаспентов или Элохимов, и творящий Логос. В маздеистской экзотерической системе Ахура Мазда является верховным богом и идентичен с верховным богом ведийского века – Варуной , если читать Веды буквально.

 

   Сана (санскр.) – один из трёх эзотерических Кумар, имена которых: Сана, Капила и Санатсуджата; таинственная  триада, содержащая тайну зарождения и перевоплощения.

 

   Сатья-юга (санскр.)  - Золотой век, или век истины и чистоты; первая из четырех юг, также называемая Крита-Югой.

 

  Свастика (санскр.) – В народном представлении – крест Джайна, или «четвероногий» крест (croix cramponnee). В масонских учениях говорится, что «самый древний орден Братства Мистического Креста» был основан Фохи, в 1027 г. до Р.Х., и введен в Китае 52 года спустя; он состоит из трех степеней. В эзотерической философии – это самая мистическая и древняя диаграмма. Это «создатель огня через трение и создатель «Сорока девяти Огней». Этот символ был запечатлен на сердце Будды и поэтому называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных после их смерти, и он с величайшим почтением упомянут в «Рамаяне». Он высечен на каждой скале, храме или доисторическом памятнике в Индии, а также всюду, где буддисты оставили свои вехи; он встречается также в Китае, Тибете и Сиаме и как Молот Тора среди древнегерманских народов. Как его описал Эйтель в своем «Hand-Book of Chinese Buddhism», (1) «он встречается среди бонпо и буддистов»; (2) это «одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады»; (3) это «символ эзотерического буддизма»; (4) «отличительный знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса в Китае». И, наконец, в оккультизме для нас он столь священен, как Пифагорейский Тетрактис, символом-двойником которого он поистине является.

 

   Скандхи или Сканды (санскр.) – Буквально, «свертки», или группы атрибутов; все конечное, неприменимое к вечному и абсолютному. Существуют пять – эзотерически семь – атрибутов в каждом человеке, которые называются панча Скандхи: 1) форма, рупа; 2) восприятие, видана; 3) сознание, санджна; 4) действие, санскара; 5) знание, видьяна. Они соединяются при рождении человека и образуют его личность. Достигнув зрелости, Скандхи начинают разъединяться и слабеть, после чего следует джарамарана, или дряхлость и смерть.

 

    Сома (санскр.) – Луна, а также сок одноименного растения, используемый в храмах в целях достижения транса; священный напиток. Сома, Луна, есть символ Тайной Мудрости. В Упанишадах слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь под воздействием тепла.

 

  Тайджаси (санскр.) – Сияющий, пламенный, - от «теджас», «огонь»; иногда употребляется для обозначения манасарупы, ''тела мысли'', а также звёзд.

 

   Танматры (санскр.) – типы или зачатки пяти стихий; тонкие сущности последних, лишённые всех качеств и тождественные свойствам пяти основных – земли, воды, огня, воздуха и эфира; то есть танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

 

   Тетраксис (греч.) – священная ''четвёрка'' , которой клялись пифагорейцы; это была их наиболее обязывающая клятва. Она имеет весьма мистическое и разнообразное значение, являясь тем же, что и Тетраграмматон, Прежде всего, это - Единство или Единый в четырёх различных аспектах; затем - это фундаментальное число  Четыре,  Тетрада,  содержащая в себе декаду или 10, - число совершенства; и, наконец, она обозначает первичную триаду (или треугольник), слитую в божественную монаду. …Как объяснено в ''Разоблачённой Изиде'' (1, с.ХХ), мистическая декада, сумма Тетраксиса или 1+2+3+4=10, является способом выражения данной идеи. Единица есть безличный принцип, «Бог»; два – материя; три, соединяя монаду и дуаду, и обладая природой их обеих, представляет мир явлений; Тетрада или форма совершенства, выражает пустоту всего; а декада, или сумма всего, вмещает в себя весь Космос.

 

    Трета-юга (санскр.) – вторая эпоха мира, период  в 1 296 000 лет.

 

   Хинаяна (санскр.) – ''Малая Колесница''; Священные Писания и школа южных буддистов, противопоставленная Махаяне, ''Великой Колеснице'', в Тибете. Обе школы мистические. (См. Махаяна). В экзотерическом суеверии также низшая форма перевоплощения.

 

     Чит (санскр.) – Абстрактное Сознание.

 

   Читкала (санскр.) – в эзотерической философии идентичны с Кумарами; те, кто первым воплотился в людей Третьей Коренной Расы. (См. ''Тайная Доктрина'' т. I, стр. 357).

 

   Шива (санскр.) – третье лицо индусской Троицы (Тримутри). Он - бог первого порядка, и по своему характеру Разрушителя выше Вишну, Охранителя, ибо он разрушает лишь для того, чтобы возродить на более высоком плане. Он рождён как Рудра, Кумара, и является покровителем всех йогов, и как таковой называется Маха-йогом, великим аскетом. Его титулы многозначны: Трилочана ,''три-окий''; Махадэва ''Великий бог'', Шанкара и пр.

 

   Эон или Эоны (греч.) – периоды времени, эманации, исходящие из божественной сущности, и небесные существа; гении и ангелы у гностиков.

Словарь

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now