Калачакра в Тайной Доктрине

   Некоторые тезисы о связи Калачакры, и концепций школ Северного Буддизма с утверждениями Тайной Доктрины и теософскими взглядами Елены Блаватской.

 

  В Европе первые упоминания о Шамбале появились в 1627 году в письмах иезуитских миссионеров Джона Кабраля и Стефана Каселла. Когда они находились в Бутане, то узнали о существовании страны под названием Шамбала, которая была расположена где-то на северо-западе или на севере и граничила с Татарией (то есть, Россией). Чома де Кёрёш, венгерский филолог-востоковед, автор первого тибетско-английского словаря и грамматики в своем труде упоминает о Калачакре и Шамбале.

   Однако широкое распространение этого термина стало именно благодаря трудам Елены Петровны Блаватской. Понятие Шамбала раскрыто в Учении Калачакры и неразрывно связано с этим Учением. Однако, интересно, что в Международном Теософском Обществе практически не проводится связи между Учением Калачакры и Тайной Доктриной Блаватской. 

   Отдельные ученые в США и Европе установили связь, упоминаемой Еленой Петровной в Тайной Доктрине книгой Киу-те и разделами тантр Канджура (Кангьюра). 
Сама же Елена Петровна, между прочим, в комментариях к тексту Тайной Доктрины упоминает Кала-Чакру как первый раздел Rgyud Канджура. 

    В другом месте Тайной Доктрины она пишет:
Книга "Дзиан"- от санкритского слова "дхиан" (мистическая медитация) - является первым томом Комментариев на семь сокровенных фолиантов "Киу-те" и Словарь по общедоступным трудам того же названия. Тридцать пять томов "Киу-те" для экзотерических целей и пользования мирян могут быть найдены во владениях тибетских лам Гелунга в библиотеке любого монастыря, как и четырнадцать книг Комментариев и Аннотаций по тому же предмету, составленные посвященными Учителями. Строго говоря, эти тридцать пять книг следовало бы назвать "Популяризированной Версией" Тайной Доктрины.

  Таким образом Киу-те Блаватская признает как "популярную" буддийскую версию Комментариев на Станцы Дзиан. 

   Кхиу-те, Киу-те - в современной науке востоковедия пишется как rgyud sde.
Переводится как Раздел тантр

   Калачакра-тантра целиком всеми текстами входит в этот раздел как одна из тантр.

   Далее Блаватская продолжает: В труде, известном под названием "Аватумсака Сутра", в разделе: "Верховный Атман (Душа), как проявленный в характере Архатов и Пратьека Будд", сказано, что: Так как с начала все чувствующие твари спутали истину и восприняли ложь, то появилось сокровенное знание, названное Алайа Виджнана. Спрашивается: "Кто обладает истинным знанием?" Ответ: "Великие Учителя Снежной Горы". 

   Алайя Виджнана - это Учение Осознания Алайи. Алайя - краеугольное понятие Учения Калачакры. 

  Однако, стоит заметить, что Елена Петровна Относит буддийский раздел тантр к экзотерическим трудам. Она пишет: "...никто не извлек бы пользы из чтения этих экзотерических томов. Их нужно читать с помощью ключа..."

  Исторически известно, что исходный текст Учения Калачакры был утерян для мира. Исходник - это труд под названием Калачакра Мула-тантра. Осталась лишь легкая краткая версия: Калачакра-тантра. 

А вот пример насколько этот текст "легок"...

Отрывок из Клачакра-тантры: 

  "Пустое, пустое, пространство, нага и рука, мудрец и луна — это продолжительность эпохи полноты. Пространство, пустое, вкус, девять и солнце известны как число лет эпохи трех четвертей. Пустое, пространство, веды, вкус и змея — это годы эпохи двух четвертей. Пустое, про¬странство, пространство, глаза, качества и морское сокровище — это число лет эпохи раздоров. В конце этих лет группа планет пребывает в чистой пустоте без домов..."

  Адептами буддизма написаны многочисленные комментарии на этот трактат. Самый авторитетный считается Комментарий "Вималапрабхи". Последний входит в один из разделов Канджура.
  Текст Калачакра тантры (Царь тантры, явленной Просветленным, первого из высших - Славное Колесо Времени) состоит из пяти глав. 
1) описание сферы мироздания 
2) внутреннее [колесо времени] 
3) действительное посвящение 
4) практика-осуществление 
5) изначальная мудрость

К этому есть еще дополнительная тантра славного Колеса Времени – "Сердце тантры."

Исследователь санскрита и буддизма Дэвид Ригл считает, что Станцы Дзиан есть ничто иное как отрывки из Калачакра Мула-тантры или Коренного Учения Калачакры. Того самого, который считается утерянным. 

В своей статье "Тайна Будды" Блаватская пишет: "что дано здесь берется из секретных участков Дус Кий Кхорло (Калачакра по-тибетски, Sanskrit कालचक्र; Tibetan dus kyi 'khor lo, иначе Калачакра = Дунгкор (Dus 'khor) DUS-кала, 'КНОR-чакра)." Вскоре после этого она начинает предложение, сказав: "Ибо в Комментарии к Калачакра показано...".

В 1880-х годах Блаватская говорит: Эзотерические книги Киу-те держатся в секрете и под наблюдением Панчен-ламы Шигадзе и что есть тайная эзотерическая школа связаная с Панчен-ламой возле его монастыря Ташилхунпо в Шигадзе. 

100 лет спустя научные исследования востоковедов показывают: монастырь Ташилхунпо является основным центром в Тибете для изучения Калачакры и что Панчен-лама действительно вел что-то вроде эзотерической школы, где эзотерическое (в отличие от более экзотерических ) есть практика Калачакра-тантры.

 

Буддолог Ричард Тейлор пишет, что и сама Блаватская, и её непосредственные учителя-Махатмы — буддисты по вере и лексике, прочно связанные отношениями «ученик-учитель». Блаватская часто прибегает  в своих  письмах к ссылкам на буддизм (особенно, на учения Махаяны), в то время как в «Письмах Махатм» буддизм присутствует фактически на каждой странице, и это сразу видно по частому использованию специфической терминологии из санскритапалитибетскогокитайского и монгольского языков.

 

Существует множество буддийских терминов и текстов, упоминаемых Блаватской и её учителями, происхождение которых нельзя отыскать ни в одном современном западном источнике. Некоторые из этих терминов, похоже, никогда не идентифицировались, например термин «лану», содержащийся в книге «Голос Безмолвия». Другие аналогичные теософские термины теперь могут быть идентифицированы как традиционные термины, используемые буддистами в различных странах.

 

Востоковед Гарри Олдмедоу писал, что «Тайная Доктрина» содержит элементы Ваджраяны, нередко объединённые с идеями из Веданты. Он отметил: «Лама К. Д. Самдуб был достаточно информирован, чтобы утверждать, что описания бардо в трудах Е.П. Блаватской подтверждают её заявления, что она была посвящена в сокровенные учения тибетского буддизма. Это не менее авторитетно, чем утверждение Д.Т.Судзуки о том, что её понимание буддийского учения в "Голосе Безмолвия" указывает на её посвящение в сокровенные разделы учения махаяны»

Востоковед-буддолог Хамфрис в автобиографии дал высокую оценку «Тайной доктрине» Блаватской. В своё время он опубликовал конспект этой книги.

 

В Голосе Безмолвия есть текст:

Захочешь ли ты стать йогом Круга Времени (йогом Кала-Чакры) ? Тогда не верь, лану, что сидение в темных лесах в гордом уединении и вдали от людей, что питание кореньями и растениями и утоление жажды снегами с горных цепей, — не верь, о благоговейный, что это приведет тебя к цели конечного освобождения.
Не думай, что сокрушая кости свои и терзая плоть свою, ты достигнешь слияния с твоим "безмолвным Я".57 Не думай, о жертва своих теней,58 что исполнен будет твой долг относительно природы и человека, если побеждены будут грехи твоей грубой формы.

Благословенные не придавали этому значения.

 

Елена Рерих в письмам пишет об Учении Калачакры: "Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Особенно развито в Тибете. Но в действительности Учение это есть Великое Откровение, принесённое человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции в третьей расе четвёртого круга Земли."

 

Н.К. Рерих в своей работе «Сердце Азии», сообщает нам о том, что Калачакра – это Учение Жизни, истинная йога овладения скрытыми силами человека и соединение этой мощи с космической энергией. Это Учение Шамбалы, Братства Великих Учителей человечества. "...Вы жители Запада, мечтаете достичь Эвереста в своих тяжелых ботинках, но мы поднимаемся на те же высоты и даже на более высокие вершины без всякого труда. Необходимо только думать, изучать, помнить и знать, как охватить сознанием весь опыт тонкого тела. Все было указано в Калачакре, но только немногие постигли это… Это Учение Калачакры, это использование первичной энергии было названо Учением Огня. Индийцы знают о Великом Агни – древнем учении, которое, несмотря на древность, будет новым учением Новой Эры. Мы должны думать о будущем; и Учение Калачакры, мы знаем, содержит весь материал, который может быть применён для величайшей пользы... Когда тебе говорят, что кратчайший путь лежит через Шамбалу, через Калачакру, это значит, что исполнение не есть недостижимый идеал, а есть нечто, что может быть достигнуто искренним и усердным устремлением здесь, на этой самой земле и в этом самом воплощении. Это учение Шамбалы... Гармония внешнего и внутреннего может быть достигнута только изучением Калачакры…

 

… Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшим путём.

… Учение Шамбалы – это целое учение о жизни. Так же, как и в индийских йогах, это учение показывает, как общаться с тончайшими энергиями, наполняющими макрокосмос, и эти энергии могут быть мощно явлены в нашем микрокосмосе".

Одобряю Калачакру собираемую. Это огненное учение запылено, но нуждается в провозвестии… Многие области знания объединены в Калачакре, только непредубеждённый ум может разобраться в этих наслоениях всех миров.
(Агни-Йога. "Мир Огненный", 1, 212)

Календарь Калачакры составленный «Русской эзотерической Школой Теософии им. Е.П. Блаватской», на базе Теософского Учения, являет собой, по сути, эмблему, то есть сложный символ, сочетая в себе символику цвета, формы, чисел, слова, животный символизм. Что бы наглядно это проиллюстрировать обратимся к названию. Итак, было сказано: КАЛАЧАКРА – КАЛЕНДАРЬ ШАМБАЛЫ. Разберём по порядку каждое из этих слов:

· КАЛАЧАКРА (санскр.) – состоит из двух слов: КАЛА – время и ЧАКРА – колесо, круг. В свою очередь слово КАЛА (время) состоит из КА (в одном из своих значений - Дух) и ЛА (Иллюзия), то есть «Время» есть Дух, воплощённый в иллюзии. Одно из определений Махапралайи (Великого Растворения, Ночи Брамы) так описывается в «Тайной Доктрине», в «Станцах Дзиан» (станца 1): «Времени НЕ БЫЛО, оно покоилось в бесконечных недрах продолжительности». Это очень важное определение времени, как категории Манвантары (Проявленного Мира или Дня Брамы). Итак, КАЛАЧАКРА – Колесо Времени.

· КАЛЕНДАРЬ – применяется в значении «дорога (путь) времени».

· ШАМБАЛА (санскр.) – означает «Перевал Духа», однако имеется и другое слово- синоним – КАЛАПА (санскр.) буквально «Обитель Времени». Оба этих термина равно используются Востоком, как и многие другие в изобилие имеющиеся для выражения этой идеи.

Итак, наша фраза в целом может быть переведена следующим образом: «Колесо Времени, направляющееся (по дороге времени) в Обитель Времени». Мир, повинуясь Закону Циклов, стремится в своём движении туда, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Шамбала – это также обозначение, которое зачастую используется не сколько применительно к географической области, сколько к состоянию сознания. И если нашу фразу рассмотреть с этой точки зрения, можно увидеть, понять и осознать, мысль огромного значения, являющуюся непреложным фактом, - что человек познавая Законы Времени (Законы Бытия) достигает в своём развитии того самого Состояния Сознания «КАЛАПА» (обитель времени), то есть состояния единения или слияния со всем сущим, или другими словами Освобождение. А это, в свою очередь, основная цель эволюции человека.
Основной объект наших исследований – Время как категория Проявленного Мира, и Законов Мироздания, ибо отделить одно от другого просто невозможно, основным из которых является Закон Циклов (Ритмов). Основное понятие, идея открывающая мир Калачакры – это Качество Времени.


Чаще всего принято принимать время лишь за количественную характеристику. Мы же рассматриваем время не только с точки зрения «сколько времени?», но с позиции «какое время?». Этот вопрос непосредственно связан, точнее сказать, просто неотделим, от Закона Циклов (Ритмов), о котором уже упоминалось выше, как о фундаменте Учения Калачакрымм

Русская Эзотерическая школа

Теософии им. Е.П.Блаватской

г. Кемерово

                                                                 Э.М.Романов - Президент Межрегионального союза                                                                           теософов "Русское Теософское Общество"    

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey

  СМИ "Вопросы Теософии", 12+. Свидетельство о регистрации  Эл № ФС77-68569, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 17.02.2017. Учредители: Дашковский Георгий Абрамович, Орлов Алексей Николаевич, Романов Эдуард Михайлович.

Главный редактор Дашковский Г.А.

Телефон редакции: +7(904)372-55-40; Email: kuzniui2@yandex.ru;  voprosts@yandex.ru.

  Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на www.voprosts.ru

  Ответственность за содержание графических и текстовых рекламных материалов, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель.

Сайт voprosts.ru содержит материалы, охраняемые авторским правом, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now